Но это же правда?!
Следующая сфира – тиферет, категория Яакова – Истина. Но еще прежде, чем мы объясним принцип действия программы духовной нечистоплотности – таме, проследим ступеньки подъема от противодействия царственности и выше.
Все по возрастающей: нам не дают увидеть объективную реальность, нам не позволяют сопереживать, постоянно отвлекают и пытаются сжить с того свету. Но что же может противостоять Истине, той самой, с большой буквы? Ответ весьма неожиданный – истина, но с маленькой буквы. Связь с наименованием таме - טמא конечно-же через злоязычие. Причина ухудшения социальных контактов внутри Израиля и связи со Вс-вышним – мецора – моци шем ра. Мера пресечения – духовная нечистота и, как следствие – изоляция. А метода проста до гениальности: частичная истина против Реальности. Всего один пример.
«Бог тебя любит!» - чье сердце не затрепещет от осознания этого непреложного факта? Разве что сердце «верующего в отсутствие веры». Но смысл этой сентенции с восклицательным знаком во всех конфессиях идентично оптимистичен: бог поймет и простит. Это заключение по своей ужасности превосходит даже ненависть (банк органов), естественно включая ее. (Истина, Реальность естественно включает Вечность).
Ведь, если вспомнить о ключевой концепции этой статьи, то Родитель не просто любит своих детей, а любит нас безгранично. И так же, как мы, земные родители, скрепя сердце вынужденно даем своим несмышленым детям свободу, Он…
Но, впрочем, всего один эпизод родительской биографии. Когда ребенок в Израиле достигает девятилетнего возраста, ему позволяют самому переходить дорогу на пешеходном переходе, естественно. Если вспомнить, что может быть следствием, то вы представляете себе кровоизлияние в районе родительского сердца. Именно любовь к ребенку заставляет родителей идти на этот шаг. И так, скрепя (родительское) сердце, мы позволяем нашим детям идти по жизни со всеми ее опасностями. А попытка подкладывать подушки в возможных местах падения, оранжерейность[1] воспитания всегда заканчивается одинаково.
Следовательно, именно безграничность любви Создателя диктует возможность выбора Смерти духовным ребенком: «жизнь и добро, смерть и зло дал Я перед вами» (Дварим, 30:15). И конечно, наше возможное соавторство в рождении собственной роли (лица) подразумевает выбор, т.е. ответственность, т.е. возможность стать двоечником, выбрать смерть. Об этом подробнее при обсуждении высшей сфиры – хесед. Пока же отметим отсутствие в Замысле Вс-вышнего любого недостатка. А значит и отсутствие нашего любимого Я в титрах. Результат обеспечен и без нас, а вот кем мы будем в результате и будем ли… Как уже было сказано – если мы не рождаемся, то нас никогда и не было: «вам снился сон длиною в жизнь…, снилось и забыл».
Индивидуальность, значит неповторимость или…?
Вслед за малоутешительным выводом о судьбе двоечников, необходимо и желательно сказать что-нибудь заразительно оптимистическое о себе любимых. И вторая сфира-гвура-граница это позволяет. Ведь наша уникальность – это неповторимость границ нашей столь любимой личности. Как пример, человеческое лицо. Казалось бы, два глаза, два уха, один рот и нос, ну и чему здесь удивляться?! И потрясающая разница зеркал душ, источник вопроса – как так и что за этим скрывается?
Но те самые границы, что даруют нам исключительность, могут легким движением руки превратиться в «железный занавес». Тем, кто за давностью лет забыл о границах соцлагеря – анекдот в двух частях:
Рабинович возымел желание не купить (не дай бог), а взять в аренду один метр государственной границы СССР. Продолжение звучало так: «Стой! Кто идет?» - «Ша! Уже никто никуда не идет!».
Клетка эгоцентризма запирает нас в себе и превращает самоощущение в единственный инструмент контакта. Познание (помните Дерево, то самое – эц ґадаат – совет познания?), есть ограниченность восприятия, своего рода черная информационная дыра. В качестве примера, так называемое «настоящее время».
Что значит – «так называемое»? Физика давно объяснила, что все кванты времени либо «уже», либо «еще». И остановить мгновение между прошлым и будущим, даже если оно прекрасно, невозможно. Поелику, его просто не существует! А что же есть?! Наше ощущение себя. Я ощущаю себя как набор желаний и стремлений. Одним словом – недостатков!
Именно это ощущение называется – «настоящее». Понятно, что моя акцентированность на себе любимом ограничивает мое восприятие окружающего до того, что помещается в моем сознании. (Помните Змея и его ядовитый «совет осознания – эу ґадаат»?). Наша запертость в самих себя (в «настоящем времени») лишает нас реальности, вместо нее – клетка субъективного восприятия. Иллюстрация – гениальная «картинка от» моего учителя, рава Моше Франка. Представьте себе аквариум без верхней крышки, помещенный в океан. Вопрос: где находятся рыбки – в аквариуме или в океане? Ответ – все зависит от самоощущения рыбок. Океан любви Творца или «железный занавес» эгоцентризма, аквариум «настоящего времени».
Как могла уникальность-ограниченность не быть железным занавесом, объясним географическим примером. Город Валга (латышский Валка) разделен границей Эстонии и Латвии. И с 1920 года его жители живут на территории двух государств. (Во времена Российской и Советской империй границы, естественно, не было). Люди, живущие в этом городе, живут в Эстонской (немецкая группа языков) или латышской (финно-угорская группа) культуре. Но заметить государственную границу можно только в центре, предназначенном для туристов. Самобытность присутствует, а ограниченности нет! Вот нам бы так!
Но программа орла – препона действует подобно частичной правде из предыдущей строки таблицы, и превращает нашу самобытность в запертость в себе, единственно любимом.
Потому «выход из Египта» – единственно возможный (предусмотренный Планом) Исход (выход)! Выйти за границы себялюбия вовсе не означает слияние с общностью, в смысле утраты личности. Речь идет о превращении границ замыкания на себе в открытые рубежи любви к Творцу и Его творениям.
Добро и Зло
Завершая обзор методов йецер ґара, мы вышли на уровень цели, она же, по совместительству, фундамент (стройматериал) Творения. Для подступов к вершине и во избежание ошибки, снова подчеркнем, что никакой дуальностью (сатанизмом) даже не пахнет. Зло – не более чем оборотная сторона Добра – ситра ахра. И потому так важен следующий комментарий Савраньского ребе, моего Учителя. Он начинается с вопроса.
Отчего, ставя нас перед выбором: «жизнь и добро, смерть и зло дал Я перед вами», Пятикнижие повелевает: «выбери жизнь!» - куда подевалось Добро?! Следовало приказать: выбери жизнь и добро! Ответ более чем знаменателен в рамках нашей концепции пятерок и двоек. Жизнь и, соответственно, смерть – это предмет выбора, т.е. средство. А Добро и Зло – результат. И если человек выбирает подобно Эйсаву смерть:
«и вот я иду [собираюсь] умирать, и зачем мне первородство» (25:33),
(выбираю Смерть, т.е. этот мир без следующего – первенец получает доли как в этом, так и в следующем мирах),
то его выбор означает неприятие того, что Вс-вышний желает дать (жизнь). Получается. Что наименование, данное Создателем – ра, обозначает функцию, на которую работают шесть программ.
А результат – это кем мы будем в результате – соАвторами Добра или Зла. Во втором случае соучастие было неосознанным: «Я часть той силы, что вечно желает зла и вечно совершает благо». Более того, возжелает собственной выгоды и, в результате, служит Добру самым постыдным образом – втемную.
Короче, двоечникам не светит «тот свет» и отсюда главный вывод: надо что-то делать, ведь под лежачий камень… мы всегда успеем. Ведь «в гости к богу не бывает опозданий», а «сделать нам, друзья, предстоит больше, чем сделано», как всегда.
[1] О проблемах воспитания смотри «Хорошее дело … брак?!», тему «Оранжерея или Гуляй-поле».