Перейти на страницу: 1 2 3
Основополагающий принцип Мироздания
Постановка вопроса
Рав Деслер обращает внимание на странный феномен – вслед за чудом, которого удостаивается еврей (Израиль), следует что-то малоприятное и труднообъяснимое. Несколько примеров помогут нам войти в проблематику данного вопроса.
Наш праотец Яаков вслед за победой над ангелом Эйсава ведет себя, прямо скажем, не геройски. Получив имя Исраэль и высшую оценку Небес: «так как боролся ты с Источником сил и людьми, и смог» (Бе-рейшит, 32:29), Яаков начинает использовать «незапрещенные приемы» в борьбе с Эйсавом – разделение своего лагеря, множественные приношения и поклоны, испытывая очевидную неуверенность в исходе столкновения с братом-врагом?!
Тот же сценарий мы обнаруживаем на начальном отрезке жизненного пути Моше Рабейну: «И возжелал [фараон] убить Моше» (Шмот, 2:15), объясняет РаШИ: «предал его в руки палача для казни, и не было у меча власти над ним, как сказано: «и спас меня от меча фараона» (Шмот, 18:4)». Но сразу, вслед за чудом, мы видим, что наш Учитель спасается бегством: «и убежал Моше от лица фараона, и поселился в стране Мидьян» (Шмот, 2:15).
И еще одна иллюстрация – Израиль и Синайское Откровение. После всех объяснений, по-прежнему остается вопрос: как могли евреи через сорок дней после раскрытия Вс-вышнего совершить ошибку?
Общий ответ рава Деслера – свобода выбора подразумевает невозможность постоянного раскрытия Истины. И за каждое чудо мы платим соответствующим по уровню сокрытием, обеспечивающим свободный выбор. Именно в силу понимания непреложности данного принципа, лежащего в основе Мироздания, наши праведники, которым Вс-вышний делал открытые чудеса, старались закрыться от «наступавшей» реальности. А Израиль, после Синайского Откровения оказался перед атакой сильнейшего ецер ґара за всю историю существования этого мира.
Маґараль из Праги дает очень визуальное объяснение произошедшему с евреями на сороковой день после Синая. Дарование первых Лухот (скрижалей по-христиански) поднимало евреев на уровень выше максимального ецер ґара. И потому, Сатану – обвинителю была дана небывалая высота – сила, что и привело к золотому тельцу.
Перейти на страницу: 1 2 3 |