Пятый элемент
Обычно невспоминаемый зародыш всего – кетер позволит нам увидеть систему «этрог, лулав, ґадас и арава» в действии. То, что является идеей мироустройства, находится в основании, фундаменте. Подробнее о понятии эмуна – амна - אמנה смотри «Голос тонкой тишины» часть 1, глава 4 и дальше. Но идея циркуляции, как нельзя лучше, визуализирует функционирование системы жизнеобеспечения, по-другому – не суицида. Кетер-корона и реализованный мальхут-царственность смыкаются и замыкают круг бытия.
Идея (вдохновение), направляющая повседневность (лулав), подпитывающаяся за счет «мелких» радостей – удовольствий – ґадас[1], дающих силу переживать невзгоды (арава) и снова (новая!) идея. Так выглядит круг нашего Бытия. Если, конечно, он замкнут. Но если нет…
Идеи без воплощения. Серые будни, не освещенные духовным светом. Кайфы для расслабления и бегства от удушающей реальности и сводящая с ума бюрократия, не считая досадных мелочей, выводящих из себя. И снова материальные прожекты-фантазии, увлеченность достижениями, отдых от реальности и прочие жизненные коллизии. Мне кажется, я не сгущаю краски, и именно так выглядит человеческая жизнь без связующего пятого элемента – повседневной, обыденной веры.
Как, возразите вы, а радость восприятия, эстетика, новые места и впечатления:
Не разбирайся, щелкай, милый кодак,
Покуда глаз — хрусталик кравчей птицы,
А не стекляшка!
Больше светотени —
Еще, еще! Сетчатка голодна! (О. Мандельштам, 6/6/1931)
Неужели эти удовольствия тоже бессмысленны??! Ответ очевиден – если увиденное, прочитанное, услышанное положительно влияет на человека, значит это обязательно попадает в сердце из разума. А значит, мы говорим о ступеньке, пусть не крупного, но вдохновения – осмысленной радости… Удовольствия, даруемые нашими инстинктами, принципиально бессмысленны (ограничены), если, конечно, вы не абсолютный праведник[2]. И задача животных удовольствий – поддерживать наш жизненный тонус на бессознательном уровне – «заедать стрессы».
И в заключение о самой страшной компоненте нашей жизни – боли, не только и не столько физической. Подробно этот вопрос рассматривается в теме «Израиль и народы мира» («Учеба. 5 год). В рамках нашей темы заметим, что несомненная «низость» физической и душевной болей располагает эту самую неприятную из составляющих нашей жизни, под мальхут. А замыкание круга определяет ее местоположение как кетер – Замысел Творца. Я вовсе не собираюсь делать из вышесказанного выводы, а лишь хочу подчеркнуть глубину вопроса о назначении страданий. И соответствующую глубину ответа (оттого-то и ссылка на пятый год учебы).
Задача данной темы – разбить расхожие представления (стереотипы) о «серых буднях», о «принудиловке» и о «кайфах». Выражаю надежду на то, что чтение вас не утомило и перехожу к следующей теме. Следующая цель нашей охоты на иллюзии: материальные ценности как основная составляющая нашего бытия.