Четверг, 28.03.2024, 11:20
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Реки, выводящие из Эдена"

Перейти на страницу: 1 2 3  4

Реки, выводящие из Эдена

 

Все начинается с промаха

 

«А река выходит из Эдена, для орошения сада, и оттуда разделяется и образует четыре главные реки. Имя одной Пишон, она огибает всю землю Хавилу, где золото. И золото той земли хорошее, там хрусталь и камень оникс. А имя другой реки Гихон, она огибает всю землю Куш. А имя третьей реки Хидекель, она течет к востоку от Ашура; четвертая же река это Прат» (Бе-рейшит, 2:10-14).

Очевидно для всех, кроме завзятых критиков Библии[1], что речь в этом отрывке идет вовсе не о географии. Но тогда, о чем? Мальбим объясняет, что три первых реки – это символы основных сценариев, сбивающих нас с пути Истины. Прат, четвертая река, символизирует дорогу обратно в утраченный рай. Рассмотрим, во-первых, три разрушающих человека изнутри, силы. Мудрецы определяют их (в Пиркей Авот) как зависть (кинъа), страсти (таава), честолюбие (кавод).

Понятно, что речь идет о противодействии нашему духовному продвижению в трех плоскостях жизнедеятельности – плоскости разума (рацио), чувств (эмоций) и поступков (действий). Первая из рек – Пишон – корень паша – распространился, говорит о самом распространенном виде «хождений налево» с пути истинного[2]. Попробуем перевести понятие «зависть» на язык нашей повседневности. Ключевое слово – сиюминутность или, если очень хочется, то почти можно.

Сценарий, рисуемый равом Деслером, чрезвычайно безыскусен, но, тем не менее, удивительно действенен. Достаточно «запретному плоду» оказаться на расстоянии протянутой руки, как на одну, но только на одну секунду, срабатывает эффект увеличительного стекла – обычное (привычное) удовольствие на один момент становится неодолимо привлекательным. Но уровень хет - חטא - промах диктует случайность, неосознанность нарушения. Как это? Объясним.

Внутренний враг говорит приблизительно следующее: ты приличный человек, но сейчас ты слаб, тебе очень хочется, а потом ты снова вернешься на путь истинный и опять будешь достойным индивидуумом. Тактика понятна. Сделать преступление легким, одноразовым – практически, случайным. Подвести его под категорию промаха неосознанного.

Духовная терапия сиюминутности – время. Дело в том, что мы оказались в опасной близости от «запретного плода». Представьте себе, что вы, сидя на диете, оказались (случайно, не намеренно) за столом поблизости от тортика, кусочек которого вам пододвигают. Еще прежде, чем вы, извинившись (со ссылкой на диету), его отодвигаете, у вас в голове появляется мысль (осмысленное разумом желание!) – только один раз, если уж так получилось…, а дальше снова диета и никаких!

Короче, проблема места – мы очутились слишком близко. Но по известному нам правилу[3], войны мужа (рацио, пространство) ведет… жена (эмоция, время). Отсюда вывод: тупик пространственный – встать из-за стола не получится – выход во времени. Простенькая уловка – я съем запретный плод ровно через пять минут. По прошествии коротенького промежутка времени вы весьма часто обнаруживаете, что не очень-то и хочется. Ну, а если хочется по-прежнему неодолимо, то мы уже во втором сценарии, и речь идет уже не о поблажке (конечно, одноразовой!) самому себе. Но в четырех случаях из пяти – сработает.

В заключение разговора о самом распространенном преступлении границ – этимология слова חוילה Хавила, «там, где золото» (2:11) – страна, огибаемая рекой Пишон (распространенная). Мидраш мудрецов (Сифри к главе «Экев» - 37) говорит: «страна, состоящая из хавилаот, хавилаот царей и правителей». Не правда ли, звучит сходно с латинским корнем вила? Ассоциация: «край небоскребов и роскошных вилл, из окон бьет слепящий свет» - вожделение, зависть, квинтэссенция желаний – золото!

Перейти на страницу: 1 2 3  4


[1] Барух Спиноза именно на этом (и подобных ему) отрывке построил свою рациональную критику … библейского текста. Дебильный уровень восприятия...

[2] Комментарий о «нахаш, сараф и акрав» смотри в «Путешествии по недельным главам книги Дварим», глава «Экев» «Алгоритм духовного самоуничтожения».

[3] «Охота на иллюзии» часть2, глава 4 «Ангелы разрушители».

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (07.12.2017)
Просмотров: 1429 | Теги: духовная терапия, эден | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы