Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Клипат Нога
Рассмотрев три программы йецер ґара. злодействующих в плоскостях мыслей, чувств и поступков, обратимся к главной работе человека – голосу тонкой тишины. Четвертое измерение человеческого бытия связано с сутью Замысла Создателя – отделению добра от зла. Вслед за сур мира – уходом от плохого («говори, что с ентим делом мы покончили давно») проявляется творческая (Партнерская) задача гомо сапиенса – асе тов – делай Добро. Из условий этой задачи прямо вытекает коренное отличие четвертой клипы от первых трех. Клипот Ишмаэля, Эйсава и эрев рав действуют как паразиты, высасывая жизненную энергию (затраты на Зло). Не так функционирует клипат Нога, относящаяся к измерению Добра.
По определению мудрецов («Мегале амукот», «Тания», раби Цадок ґа Коґен из Люблина, «Бен Иш Хай» и др.) эта клипа действует в рамках разрешенного. Если задача змея, аспида и скорпиона сбить нас с «пути истинного», то функция клипат Нога заключается в эскортировании еврея на пути исполнения мицвот. Эгоцентризм (желание брать, чтобы брать) в рамках разрешенного. Удовольствие не от свинины, а от говядины «глат кошер». Нейтральная полоса между запретным и предписанным.
Понятно, что работа с голосом тонкой тишины подразумевает задействование энергии (функции) Машиаха, будь то снаружи – Эра Машиаха, или внутри – «сам себе Машиах». В рамках нашей статьи мы акцентируемся на внутренней части работы с клипат Нога. В основе – сказанное раби Йохананом в Трактате «Сота» (47:1): «существует три симпатии – шалош хинот ґен: симпатия места, для проживающих в нем; симпатия жены [в глазах] мужа и симпатия взятого [в глазах] взявшего».
Дабы разобраться с тремя видами глагола «нравиться» по классификации раби Йоханана, обратимся к следующей таблице напрашивающихся параллелей:
Место
|
Имущество
|
Действие
|
Радость владения
|
Удовольствие от еды
|
Время
|
Семья
|
Эмоция
|
Радость общения
|
Удовольствие от физической близости
|
Личность
|
Жизнь
|
Мысль
|
Радость познания
|
Удовольствие от удовлетворения любопытства
|
Объяснение, в нее помещенного, позволит нам «разобраться» с голосом тонкой тишины.
Истина – что она есть?
Прежде всего вспомним, что злоязычие – это правда, но не вся. Или, по определению рава Пинкуса – голос тонкой тишины – это поверхностное восприятие Реальности: «толщина поверхностного сходства» (рав Ицхак Ґутнер). Но это – даат – все, что у нас есть?! Мы обречены фараоном (рамками безусловного желания исполнять собственные желания) на запертость в собственное восприятие – субъективность. Конечно, но это лишь стартовая черта – «обязан человек увидеть себя [в Мицраим], как будто [это начало] его Исхода из Египта» (Трактат «Псахим», 116:2). Именно понимание своей ограниченности позволяет восстать против абсолютности власти эгоцентризма. По определению рава Элияґу Деслера: «истина – это то, что ведет к Истине абсолютной».
«Истина из земли произрастает – эмет мин ґаарец тицмах» (Теґилим,85:12). Воспитательный процесс, чаще именуемый – жизнь, подразумевает рост духовного организма – углубление человеческого восприятия. Понятно, что пока человек (маленький ребенок Вс-вышнего) не перестал ругаться (обзывать себя, змей), лгать (обманывать себя, аспид) и болтать (не претендовать на Истину каждым словом, эрев рав), он все еще не имеет реальной основы (фундамента) – девятого речения – сфират йесод. Только отрезание от Эйсава, разрыв с Ишмаэлем и движение от эрев рав дает возможность начать основную работу человека – учиться говорить языком Торы.
И злоязычие, по сути, использование человеческого ресурса-языка – это просто детский лепет: «Попросили человечека: – ты скажи нам хоть словечко! Человек сказал: – Агу! Вот, мол, все, что я могу». Интересно, что Аризаль определяет клипат Нога, как … арамейский язык. Корни этого языка во многом совпадают с языком Пятикнижия, буквы так и вовсе идентичны. А истоки этого языка Вавилонского Талмуда (около 70% текста!) в Башне Языка (так мудрецы называют Башню смешения – мигдаль бавель). По вердикту мудрецов, в Вавилоне «остался Язык»!
Объясняет мой учитель, рав Моше Франк, что мудрецы намекают на … Устную Тору, основу которой и составляет Талмуд Бавли. Задача Устной Торы – вести нас к Торе Письменной, и потому избавление от клипы эрев рав подразумевает движение-мецица (не буквальный, а смысловой перевод). Ну, а опасность клипы великого смешения в ее способности перестать быть средством и заслонить собою Цель (Пятикнижие). Короче, направление (движения) – все, а остановка – продление власти фараона.
Вернемся теперь к подсказке рава Йоханана, и попробуем понять, что конкретно мы можем предпринять, чтобы не прекращать движения в направлении божественного языка.
Люблю себя любимого
Раби Йоханан говорит о трех вложенных в нас симпатиях. Ключевое слово хен-חן имеет гиматрию 58, как и слово Нога-נגה. Эти врожденные предпочтения сопровождают (эскорт!) нас всю жизнь. А в чем, собственно, проблема? Отдавать предпочтение своей родине, своим друзьям, своим знаниям, что в этом зазорного? Объясним проблематичность наших предпочтений с помощью основного человеческого удовольствия – еды.
Разделим удовольствие от приема пищи на два – голод и вкус. Их неразделимость в житейском обиходе (эскорт!) пусть вас не смущает, мы смотрим на ситуацию сверху (непредвзято!). Такой абстрактно незаинтересованный взгляд позволяет сделать далеко идущие выводы. При всем уважении к вкусу пищи, ее калорийность жизненно важна, и безвкусные (солдатские) рационы, если в них не присутствуют вкусы, вами ненавидимые, позволят вам сражаться на полях жизненных сражений. Вот только результат не будет впечатляющим (посмотрите в историю и обнаружите заботу хороших командиров о солдатских желудках). Но, все-таки, признаем: еда – Цель, а вкус – Средство (еще одну ложечку за маму!).
Дальнейшее очевидно. Средство (кожура) может стать сокрытием (окончательным!) плода. Мы едим, чтобы жить, а наоборот – бесцельно. Таким образом, мы соотнесли место с имуществом и, в особенности, с едой! А теперь займемся нашим социумом (близкими) и в качестве легитимного представителя этого рода-племени – наша жена/муж. При всем несходстве полов, не будем их различать, а взамен проведем нестрогую границу между понятиями – близость и удовольствие от (физической) близости. (Можно вместо мужа/жены подставить вашего маленького ребенка, условия задачи остаются прежними). Согласитесь, что близость между мужем и женой – это цель, а физическая близость – средство. (Ґалаха: муж обязан привлечь к себе жену, без этого физическая близость – не хорошо).
А теперь самое главное, при всем уважении к любви и голоду (пище и половым гормонам), правящими миром. Знания, познание, восприятие себя и мира. Одним словом – даат- דעת, которое эц-עץ. Продолжив аналогию средства и цели для третьей строки таблицы, придем к неожиданному выводу: «Знание – сила!», а любопытство – Цель!
К подмене цели средством сводятся все сценарии духовных (и не только) катастроф. В качестве ужасающего примера духовной стагнации – молитва как средство для получения желаемого, по сути, превращение Творца в «обслуживающий персонал». Недостаток – это средство, возможность почувствовать себя принимающим Любовь Создателя, т.е. молящимся. Молитва – Цель! Почетный эскорт наших симпатий сопровождает идущего к Творцу. Освобождение (постепенное) от нянек человеческих культур (цивилизаций) – свидетельство взросления. Но обнаружить, что Устная Тора может стать ядом на полпути… согласитесь – обидно. Еда, жена, знания – мои?! И вообще, в Путь надо идти налегке, без тяжести (кавод-כבד) самомнения – местничества.
Таким образом, профессия Машиаха – частный репетитор по Языку, обрела необходимый блеск, а Слово (мила) оказалось нерасторжимо связано с Союзом (брит).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|