Десять ударов по первоосновам
Десять причин постов 17 Тамуза и 9 Ава
Кетер |
Разбиение скрижалей |
Тора - Замысел |
Хохма |
Отмена всегдашнего приближения |
Удар по полноте связи с Создаделем |
Бина |
Пролом стен Йерушалаима |
Осознание |
Хесед |
Сожжение свитка Торы |
Проекция Кетера |
Гвура |
Установка статуи в Храме |
Проекция категории хохма |
Тиферет |
Промах разведчиков |
Преступление против Истины |
Нецах |
Разрушение I Храма |
Геула |
Ґод |
Разрушение II Храма |
Галут |
Йесод |
Бейтар |
Народ |
Мальхут |
Запахан Йерушалайм как поле |
Царственность в залоге у Эдома |
Двадцать два и десять
Три узких недели – квинтэссенция всего тяжелого (узкого), выпавшего на долю Израиля. И мы уже говорили, что три – основа семи[1], короче, «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Обычно три недели, между Семнадцатым Тамуза и Девятым Ава «параллелят» дням от Рош ґаШана до Шмини Ацерет. Мы же обратим внимание на то, что в этих судьбоносных неделях двадцать два дня, естественно связанных с буквами еврейского алфавита. И тогда «формула» три – основа семи, приобретет необходимую фундаментальность. А все невзгоды Израиля, связанные с этими днями (а они все (!) связаны именно с этими неделями) окажутся следствиями духовного «расшатывания» первооснов еврейских букв, из которых возведено Мироздание.
Задача этой статьи – проследить связь десяти причин 17 Тамуза и 9 Ава с соответствующими сфирот божественного, тем самым конкретизировав ущерб, нанесенный структуре Мироздания, и чуть лучше понять механизм исторического процесса. Понятно, что главный ожидаемый результат будет связан с исправлением удара, нанесенного по сфире мальхут – все еще нереализованной царственности.
Основа всех основ
Золотой телец – разбиение первых лухот-таблиц определено мудрецами, как причина любого недостатка в нашем мире. Не повторяя пройденное[2], заметим идентичность замысла – Кетера, уровню Письменной Торы – пророческого уровня всего Израиля. Ведь, Тора, как известно, предшествует Миру, а, значит, является его причиной (в духовном предыдущее причина последующего). Отсюда тождество Тора – Замысел. Следовательно, удар, нанесенный через золотого тельца, всеобъемлющ, ибо это удар по Замыслу.
Уровень Хохма – уровень абсорбции Замысла на ступеньке нашего восприятия[3]. Отмена того, что на постоянной основе связывает нас с Создателем – это удар по идее этого мира, ограничение прямого контакта с Творцом. Мудрецы рисуют отмену корбан тамид как «духовнотрясение» всей Вселенной. Ведь идея связи Источника с миром, из него вытекающим, первична.
Осознание и преступление
Следующая ступенька – пролом стен Йерушалайма вавилонянами перед разрушением Первого Храма. С этого момента неизбежность катастрофы становится очевидной. Да, еще ничего не произошло, все еще будет, но осознание ошибочности идеи (хохма), которой руководствовались, произошло. Это осознание – удар по сфират бина, приводит к тому, что царь Цидкияґу – автор идеи неподчинения Вавилону, бежит из осажденного города, спасая свою жизнь.
Невольно вспоминается первый из царей, Шаул, который в аналогичной ситуации жертвует собой и своими сыновьями, предупреждая своим самопожертвованием удар по следующей сфире – хеседу Вс-вышнего, Его даванию Израилю. И Давид, пришедший на смену Шаулю, избавляет евреев от палестинского гнета.
Сжигание греками свитка Торы впервые в истории, показывает, что даже божественному влиянию на мир, а Хесед - проекция Кетера-Замысла, может быть нанесен удар. Посягание на любовь Творца к созданиям, сожжение Торы – удар по строительному материалу нашего мира – хеседу.
Следующий удар связан со сфирой гвура – самообладание и ецер авода зара. Религиозный экстаз, сегодня практически неизвестный, давал вполне физическое удовольствие в период Первого Храма[4]. И установленный в Храме царем Менаше истукан, помогал молящимся возносить свои просьбы-моления. Неспособность удерживать себя (свой эгоцентризм) в рамках, определенных Творцом, нанес страшный удар по категории гвура. Для возможности дальнейшего удержания духовных границ (гвура), мудрецам пришлось отменять ецер авода зара.
Перейти на страницу: 1 2
[1] Комментарий Виленского Гаона, смотри «Путешествие по еврейскому календарю»
[2] Тема «Знакомьтесь – еврейство!»
[3] Подробнее в книге «Визуализация Кабалы»
[4] Подробнее смотри «Голос тонкой тишины»
|