Египетские драгоценности моря
Именно эта деталь – бизат ґаям, служит ключиком к выявлению связи между «костями Йосефа» и «оснащенностью» евреев – «хамушим». Дело в том, что РаШИ, объясняя слова: «и двинул Моше Исраэль от последнего моря» (15:22), говорит: «двинул их вопреки их желанию, так как украсили Мицраим своих лошадей драгоценностями золотыми и серебряными, и драгоценными камнями, а Израиль находил их [вблизи] моря. И больше ограбление моря, чем ограбление Египта». Чем смог Моше «подвинуть» евреев прекратить «ограбление» и начать движение?». Ялкут Шимони утверждает: «увлек их словами и открыл им сокровища золота и серебра». И снова вопрос: а откуда у Моше Рабэйну злато, ведь он, как известно, занимался «костями Йосефа»?!
На оба вопроса - о происхождении золота лошадей и золота Моше, один общий ответ. Речь идет о сокровищах фараона. Ведь, евреям было велено брать «муж у ближнего своего и жена у ближней своей» (11:2). Следовательно, фараон, к которому за подобным «одолжением» мог обратиться только равный ему по положению, «остался при своих» (сокровищах). Ведь Моше «взял кости Йосефа», т.е. «остался при своих» (занятиях).
Таким образом, у фараона были убедительные доводы для египтян – несметные богатства фараона, которые он раздал своим присным. Их участие в «крестовом походе за евреями» было обеспечено сокровищницей фараона, которую он сам выделил (сказано в «Ялкут Шимона») всем, выступившим в поход. Откуда и появились сокровища на лошадях.
Но поскольку все эти сокровища по праву принадлежали Моше Рабэйну, то он смог угрозой их востребования убедить евреев двигаться.