Суббота, 20.04.2024, 04:05
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Жизнь Общинная

Ашер Рохбергер «Отношение иудаизма к медицине»

Отношение иудаизма к медицине

Последние недели участились случаи заражения корью в основном из за того, что какая-то часть детей не привита. Связано это с нежеланием родителей и отсутствием эффективных рычагов давления со стороны министерства здравоохранения. Как всегда, у иудаизма есть свое видение этой проблемы и в данном случае, оно однозначно и отличается лишь некоторыми нюансами. 

Есть один красивый мидраш, который показывает отношение наших мудрецов к медицине (Мидраш Шмуэль 7,1). 

История с раби Ишмаэлем и раби Акивой, шедшими по улицам Иерусалима, и с ними был еще один человек. Встретил их один больной человек, и сказал им: «Скажите, как мне излечиться». Рабби Ишмаэль и раби Акива сказали ему, чтобы он делал то-то и то-то, пока не вылечится. 

Спросил их сопровождавший их человек «Кто наслал на этого больного его болезнь?». «Творец», ответили они. Сказал он им: « И по какому праву Вы вмешиваетесь не в ваше дело?», «Творец наслал болезнь, а Вы лечите? Не нарушаете ли Вы этим Его желания?». «Чем ты занимаешься по жизни?» , спросили они его в ответ? «Я обрабатываю землю, сказал он, и вот серп у меня в руке», а кто же сотворил землю и виноградник, спросили мудрецы. «Творец», ответил он им. Тогда по какому праву ты вмешиваешься в то, что не твое?», спросили они, «Ведь Творец сотворил виноградник, а ты ешь то, что там выросло». «Вы что, не видите этот серп в моей руке? Если бы я не пахал, не сеял, не пропалывал и не подрезал, виноградник не дал бы ничего», ответил он.  «Глупец», сказали ему мудрецы, «Неужели ты не знаешь, что написано (Теилим 103,16) «Человек – как трава, дни его, как цветок полевой, так отцветает он» подобно тому, как дерево, если не получает удобрений, его не подстригают и не поливают- не будет расти, так же и человек, который подобен дереву- лекарства для него подобны удобрениям, а врач подобен земледельцу.»

Прежде чем разбирать конкретную проблему вакцинации, нужно рассмотреть общее отношение иудаизма к медицине. Тора обязывает врача лечить, а больного лечиться. И в этих вопросах ни в коем случае не устрожают. Например, если больной обязан по состоянию здоровья есть в Йом Киппур и хочет устрожать, это является нарушением галахи (ШУА Ох 518,42). Основой этого запрета является стих из Торы (Брейшит 9,5) «Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу…».

Человек обязан слушать врачей (Минхат Ицхак часть 2, 102,2). Тот же, кто подвергает свое здоровье и даже жизнь опасности, вопреки указаниям врачей, нарушает запрет Торы (Дварим, 4,9) «Только береги себя и береги душу твою очень…», а тот, кто не соблюдает медицинские предписания, гигиену и советы профилактической медицины, нарушает по мнению Рамбама  ( который сам был врачом) повелительную заповедь Торы, (Дварим 28,9)«…и ходить будешь Его путями». Рамбам пишет об этом в «Законах о мнениях» (1-5, 4,1 и 4,21) а так же в «Законах о раскаянии» (9,1). 

В книге «Море Невухим» (3,17), Рамбам пишет, что целью Торы является «исправление души и исправление тела». В «Законах о запрещенных видах пищи»(17,26-27) Рамбам устанавливает, что человек обязан следить за пищей, которую он ест. Он видит в этом исполнение заповеди Торы (Ваикра 11, 44) «освящайтесь и будьте святы».

А вот что пишет Хазон Иш в Кобец Игрот (1,138): «Человек обязан прикладывать усилия, как для излечения себя самого, так и для излечения своего ближнего. Поэтому должен стремиться подчинять свои естественные желания и следовать указаниям врачей, в целях выздоровления. По мнению рава Йехиеля Михеля Токучинского «врач является посланником Творца, давшего ему право исполнять свое предназначение», но после того, что врач сделал то, что должен был сделать в соответствии с законами медицины, больной обязан слушать его указания не меньше, если даже не больше, чем законы Шульхан Аруха в области разрешений и запретов, поскольку это является заповедью из Торы.»(Гешер аХаим, часть 1, раздел 1-2).

Известно, что рав Исраэль Салантер очень устрожал во всем, что связано с исполнением заповедей. Именно поэтому он очень тщательно соблюдал все, что касалось его здоровья и удивлялся, почему многие не обращают внимание на уже вышеприведенную повелительную заповедь из Торы. Он говорил, что больной освобожден от всех заповедей, кроме одной (Дварим, 4,9) «Только береги себя и береги душу твою очень…», но тут приходит злое начало человека, и старается, чтобы он нарушил даже эту единственную заповедь. 

По мнению рава Зильберштейна, возглавляющего комиссию по галахическим вопросам при медицинском центре «Мааяней Айешуа» в Бней Браке «Есть обязанность подчиняться указаниям врачей и специалистов министерства здравоохранения. Написано в Талмуде, что у врача есть право лечить только по разрешению бейт дина. Рав Эпштейн, в «Арух аШульхан» пишет, что в наше время бейт дин этим не занимается, и поэтому врачи и специалисты министерства здравоохранения являются теми, кто устанавливает правила. Их утверждения имеют статус галахи».

Из всего вышесказанного мы видим, что забота о здоровье и следование советам врачей- это не просто некие общепринятые общественные нормы или результат нашей логики, а прежде всего, одна из заповедей Торы. Творец, создавший всех нас, любящий нас и видящий в нас своих детей, с одной стороны хочет, чтобы мы были здоровы, а с другой стороны не дает нам право попустительски распоряжаться его Творением.

Ашер Рохбергер



Источник: https://shunrasher.livejournal.com/215374.html
Категория: Жизнь Общинная | Добавил: Yael (30.10.2018)
Просмотров: 911 | Комментарии: 2 | Теги: иудаизм, медицина, Тора, галаха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0  
2 Ашер613   (03.11.2018 20:27) [Материал]
Во первых, приведенные мною утверждения не мои, а галахических авторитетов разных поколений. Во вторых, я знаю, что существует некий тренд относительно прививок,я не буду дискутировать тут с Вами на эту тему прежде всего потому, что мейнстрим современной науки, ВОЗ и государства считают, что этот тренд ошибочен. Может быть если по каким то причинам, во что я не особо верю, это изменится, тогда посмотрим. Кроме того, в данном вопросе речь не идет о вещах, которые касаются какого то одного человека. Это касается общества в целом. В прошлом, до изобретения прививки от кори, ежегодно от нее умирало 750000 детей в мире. Современное общество этого не хочет. Поэтому галахические авторитеты считают, что вакцинация обязательна. Соответственно для еврея, позиционирующего себя как ортодоксального религиозного- прививки от подобных заболеваний это с одной стороны обязанность, как нормативного гражданина, а с другой стороны, религиозная обязанность. У тех, кто это не понимал и не делал, есть хорошая возможность сделать тшуву по этому поводу. не дожидаясь месяца элул и начала тишрея.

0  
1 oleron   (02.11.2018 08:05) [Материал]
Уважаемый Ашер и посетители сайта.
Учитесь с нами, и вы обязательно услышите лекцию рава М.М.Гитика «Сколько лет живет истина?»
Давайте проанализируем данные.
В Советском Союзе у родителей почти не было возможности не делать прививки детям из-за плановой и обязательной вакцинации, без которой ребенка не брали ни в дошкольные, ни в школьные учреждения.
Вы пишите о том, что для нас «врачи и специалисты министерства здравоохранения являются теми, кто устанавливает правила. Их утверждения имеют статус галахи».
Я бы согласилась с Вами, если бы по вопросу прививок у всех - и ученых, и врачей было однозначное мнение и доказательства.
Но вот, например, в этой статье можно прочитать совсем не лестный отзыв о применении разных вакцин и о том, что даже "Мы пришли к выводу, что вспышки кори могут возникать в средних школах даже тогда, когда более 99% учащихся привиты и более 95% имеют иммунитет", — писал "Нью Ингленд джорнэл оф медисин" в марте 1987 года.
Прочитайте статью, я даю ссылки на английский вариант и хороший перевод на русский, и подумайте.
А доверять мисрад бриют (министерство здравоохранения) я не рекомендую вообще. Как фармацевт, я вижу, как производители лекарств дурачат головы населению. И мисрад бриют молчит. Например, во многих купат холимах каждые несколько месяцев меняют субсидированные лекарства. Неужели вы думаете, что кто-то берет на себя за это ответственность в министерстве. Люди толпами жалуются на побочные явления от этих удешевленных заменителей. Хорошо, если пациент может заплатить за препарат, который действительно прошел клинические испытания, а что делать всем остальным. Почитайте последние сообщения о нашем главном израильском производителе и подумайте. В любом случае не надо обобщать и, если лекарство на вас работает хорошо, то – Слава Б-гу, помолитесь еще.
https://planetc1.com/the-great-measles-misunderstanding/
https://1796web.com/vaccines/diseases/crain_measles.htm

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы