Четверг, 28.03.2024, 17:18
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ответ на вопрос: " Чем праведник отличается от скрытого праведника? В чем отличие их работы и их целей?"

Перейти на страницу: 1 2

Извлеченное из книги М.М.Гитика "Охота на иллюзии" на тему Праведники и абсолютные праведники

О праведниках «простых» и абсолютных[1]

 

Первые две истории входят в «хабадскую классику». Их сюжет, по сути, идентичен. Что, собственно, и позволяет получить представление о ступеньке «абсолютный праведник» или, по-другому, счастливый человек. Первый из сюжетов разворачивается в 1795 году, и рассказывает об основателе движения ХаБаД раби Шнеуре-Залмане из Ляд. Однажды Альтер ребе[2] вызывает к себе хасида, вручает ему рукопись (книги «Тания») и велит отдать ее некоему еврею, назовем его, определенности ради, Рабинович.

Как вы полагаете, где обитает в 1795 году абсолютный праведник? Не угадали – в Париже, том самом, что так далек от Бердичева[3]. И не в какой-нибудь синагоге, опять не угадали, а во… Французском Академическом театре. И когда хасид, добравшись до Парижа и театра, спрашивает о Рабиновиче, то ему указывают на еврея (надеюсь, вам уже надоело угадывание)… подметающего пол.

Дальнейшее предсказуемо. Даже не обернувшись, «Рабинович» протягивает руку и говорит: «Давай рукопись и приходи послезавтра». Послезавтра ситуация повторяется, но рукопись в протянутой руке не хасида, а «Рабиновича». Тот изрекает: «Передай ребе, что я нужное поправил. Можно печатать».

История номер два происходит в начале восьмидесятых прошлого века. К седьмому Любавическому ребе приходит еврей с необычно большой просьбой. Повторяя ее вновь и вновь, он добивается неожидаемого результата. Раби Шнеерсон объясняет, что сам помочь не может, что требуется абсолютный праведник. И где вы думаете проживает наш «Рабинович» в (скажем) 1983 году. Угадали – в Израиле. А чем занимается? В этом случае шансов нет – работает на стройке чернорабочим. Дальнейшее развитие сюжета почти идентично предыдущему.

Наш герой, прилетев в Израиль, спрашивает о «Рабиновиче». Ему показывают на еврея, стоящего к нему спиной и размешивающего раствор. Тот, так же, не оборачиваясь, говорит: «Твоя просьба удовлетворена. И передай своему Ребе, что больше он меня не найдет!».

Понятно, что, находясь на ступеньке счастья, вы никак не нуждаетесь в этом, сугубо материальном мире, точнее – в его преходящих ценностях. А теперь эксклюзивная, как сегодня говорят, история номер три. 1983-й был последним годом, когда я смотрел телевизор. Правда, программы были уже весьма специфические. Отмечали первую годовщину смерти замечательного праведника – раби Исраэля Абухациры – Баба Сали. Воспоминаниями делились несколько человек, и среди них его шамаш – секретарь. Так звучало рассказанное им:

«Однажды в приемную зашел мужчина с ребенком на руках. Ребенок тяжело дышал, был красным, короче, явно болен. Как и всегда, я попросил посетителя подождать в приемной и вошел к раву. Тот, вовсе не видевший мужчину, сказал: «Этого не впускать!». Я не удивился, ибо многое повидал на своем посту. Вернулся в приемную и начал вежливо объяснять, что сегодня никак не получится. Мужчина среагировал не на слова, а на тон – понял, что его не готовы принять, отодвинул меня плечом и вошел. Я за ним, и стал свидетелем следующей сцены. Мужчина без «здрасьте и до свидания» потребовал: «Благословение для ребенка на здоровье!». Баба Сали молчит. Мужчина объявляет: «Ребе, я отсюда не уйду, пока Вы ребенка не благословите!». Баба Сали (я не поверил своим глазам!) начинает плакать. Он благословляет отца на богатство, а ребенок умер».

Мне кажется, что три эти истории не только не нуждаются в комментариях, но и объясняют отличие «просто» праведников от праведников абсолютных.

 

От еврея к праведнику[4]

 

Если вы по достоинству оценили неимоверную духовную высоту этого уровня, то, наверное, уже задались вопросом – как такое возможно? Ответ на этот вопрос уже был дан. Постепенное(!) привлечение на Службу Создателю своих творческих способностей – во-первых, чудеснейшего из данных человеку даров – словоизречения. Сложность поворота в «сторону Вс-вышнего» проще всего проиллюстрировать с помощью ступеньки «праведник».

Параллельность праведника животному из соседней колонки более чем значима. Следуя аналогии подчинения евреем всего (исключительно) человеческого в себе, мы получим, что уровень праведника подразумевает подчинение (полное!) животных инстинктов. Чем отличается праведник от человека и еврея? В ситуации, подобной блокаде Ленинграда, я надеюсь, что мне моих духовных запасов достанет не отобрать у более слабого его еду. (Дай-то Б-г!). А вот то, что я потеряю «облико морале, русо туристо» не вызывает у меня ни малейших сомнений. Извините, голод не тетка. Кто не верит, пусть прочитает «Блокадную книгу» Адамовича и Гранина. Я же, в качестве показательного примера приведу то, что они в книгу не включили[5]. Летчик, герой, орденоносец[6] тяжело ранен осенью 1941 года и направлен из госпиталя по месту жительства. Он прибывает в Ленинград в январе 1942 года. (Не удивляйтесь, никаких особых проблем добраться до осажденного города не было, что бы вам не рассказывали). И за короткое время нахождения в блокированном Гитлером и Сталиным Ленинграде[7] этот, несомненно, мужественный человек доходит (в прямом, лагерном смысле) до поедания вшей, собранных с собственного тела.

Праведник умрет с голода, до последнего мгновения оставаясь человеком. Подчеркнем, что речь идет о вершине, полной реализации ступеньки праведник. Полное подчинение животного внутри нас и призыв его на действительную службу Творцу – это раскрытие человеком Вс-вышнего на уровне скотины, овладение ступенькой праведника. Вы уже можете представить себе, что дальше. Но об этом уже в следующей теме.

 

Цель Творения

Говоря об абсолютном праведнике, мы говорим о возвращении, о близости к Творцу (мир ацилут, соответствующий ступеньке абсолютного праведника, означает именно близость, эцель – подле), а значит, о Цели творения! Как сказано в Устной традиции, «на тридцати шести абсолютных праведниках стоит этот мир».

Для понимания, хотя бы частичного, мировосприятия абсолютных праведников, сравним их с праведниками обычными(!). Как уже было сказано, категория праведник, это уровень владения собственными инстинктами, обузданность животного внутри нас. И если мы говорим не о «законченном» праведнике, находящемся на границе ступеньки «абсолютный праведник», то речь идет о еврее, постоянно себя контролирующем, по сути, «духовном бухгалтере». Находящийся на подобном уровне человек должен постоянно рассчитывать ожидаемое «животное» удовольствие, не превысит ли оно минимально разрешенный уровень. Разрешенный уровень удовольствия, это получение того минимума, без которого человек не может существовать. Такое получение не считается эгоистическим. На воздух и воду нет ограничений (не оттого ли они бесплатны, практически, в любом сообществе).

Оставшиеся в большинстве удовольствия поясним примерами. Рав Исраэль абу-Хацира («Баба Сали») однажды, попробовав приготовленный женой торт, отодвинул от себя блюдце. «Что, не вкусно?», – спросила жена. «Слишком вкусно», – ответил праведник.

Один из хасидских ребе, как-то рассказал своим хасидам: «Лежал я в Шабат на диване и почувствовал сильное желание понюхать табак. Но лежал я столь удобно, что менять положение тела совсем не хотелось. Тогда я встал и подошел к коробке с нюхательным табаком и, не понюхав, вернулся на диван, назло своим желаниям!»

Человек дает, чтобы получить, например, награду в следующем мире. И это в лучшем случае. Праведник дает, чтобы дать, не имея в виду вознаграждение. Потому, излишние удовольствия вредны для праведника. Его работа на Вс-вышнего – давать. Отсюда минимальность принятия, делающая его контроль над животными инстинктами повсеместным. Не так у праведника абсолютного. Его победа над животным внутри себя столь полна и окончательна, что он может всецело посвятить себя реализации Цели Творения. Абсолютный праведник берет, чтобы дать. Он абсолютно неограничен в уровне получаемых удовольствий.

Как пример, посещение еще молодым раби Лейви Ицхоком из Бердичева, одного из старейших учеников БЕШТа, раби Пинхаса из Корец. Приехав накануне Шабата, рав Лейви Ицхок первым делом направился в полуподвальный этаж, на… кухню. Там, тщательно, не пропуская ни одной кастрюли, принюхался к готовящимся на субботу кушаньям. Хасиды раби Пинхаса за такое вопиющее неуважение к своему ребе, хотели с ним разобраться, но к счастью наступил Шабат. А за столом раби из Корец оказал такой почет молодому раби, что желание разобраться трансформировалось в недоумение и вопрос. Ответ был дан раби Пинхасом на исходе царицы-субботы. Он звучал так: «Вы не понимаете! Все, что делает этот человек, он делает ради небес».

Способность наслаждаться запахом кушаний, которым предстоит быть съеденными евреями за субботним столом – свидетельство «услужливости» растительного мира внутри человека. Параллель, таким образом, находит свое завершение. Ступенька еврея, это служение всех человеческих качеств Небесам. Животное, поставленное на службу Создателя – категория праведника. А уровень абсолютного праведника – даже растительные силы человеческого организма служат Цели Творения – получению божественного света (наслаждения) творениями!

 

***

Уровень

Сюжет Пятикнижия

Вид работы

Духовный уровень

Ответственность за время

Человек

Промах первого человека

Речь, желания

Адам

Настоящее

Животный мир

Определение сутей

Владение инстинктами, мысли

Праведник

Прошлое

Растительный мир

Дождь и появление растений

Молитва, чувства

Абсолютный праведник

Будущее

Неживая природа

Пар

Творение

 

Вечность

 

Главное открытие – удалось отследить, чем занимаются абсолютные праведники. Их работа, естественно в высшей точке мира – берумо шел олям – в молитве. И это еще одно объяснение их незаметности – абсолютные праведники «один на один» с Творцом.

Перейти на страницу: 1 2

[1] Часть 2, глава 3

[2] Буквально – Старый ребе. Так принято в ХаБаДе называть р.Шнеура-Залмана

[3] Намек на старинный еврейский анекдот: где пошили костюм? - В Париже! А где это? Далеко от Бердичева? – Две тысячи километров. – Ого, какая глухомань, а как шьют!?

[4] Часть 3, глава 1

[5] Взято из автобиографической прозы Даниила Гранина

[6] Получить орден в 1941 году было тяжелее, чем стать Героем Советского Союза в 1943 и последующих годах.

[7] Читайте по этому поводу ошеломляющее исследование Марка Солонина от 2011 года.

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (22.05.2020)
Просмотров: 702 | Теги: Шабат, праведник, М.М.Гитик, Абсолютный, Тора | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы