Семь Дней Творения – задействование
Детализация
Для подступов к твердыне сюжета «Бе-рейшит ב» используем, конечно же, «Формулу мироздания» - Тетраграмматон. Рав Ури Шерки предлагает увидеть в молитве о дожде, определении животных сутей (Бе-рейшит, 2:19) и промахе первого человека общую схему – установление «добрососедских» отношений с тремя уровнями Бытия – растительным и животным миром и с самим собой. По-простому: выяснить отношение со всем сотворенным… почти. Сразу отметим, что подобный подход выделяет в отдельное «делопроизводство» неживую природу, давая возможность разобраться с сюжетным поворотом пара, поднявшегося с земли и ее напоившего.
Но начнем с начала. РаШИ объясняет, что второй параграф «Бе-рейшит», это не повторение сказанного в «Бе-рейшит א», а его детализация (РаШИ к 2:8 основывается на принципиальной разнице глаголов «ва-йецер – сформировал» и «бара – сотворил», а также на правиле толкования Торы: от общего к частному). А, следовательно, если идти по порядку, то растения «ждут» человека (2:5) и первое, после задействования Земли и Неба, это пар-эд, который «и поднялся пар с земли, и напоил поверхность всей Земли[1] И сформировал Вс-вышний Источник всех сил человека из почвы земной» (2:6-7). Излишне подчеркивать, что это соседство не случайное. Мидраш (его приводит РаШИ) объясняет, что для получения «замеса» - исходного материала для формовки человека – вода была добавлена к земле.
В рамках нашей концепции, речь идет о непричастности человека к основе мироздания – неживой природе[2]. Принцип неопределенности Гейзенберга, однако… Но дождь прямо задекларирован Пятикнижием, как прерогатива человека: «и всякая поросль полевая не была еще внизу (арец), и всякая трава все еще не выросла, так как не пролил Вс-вышний, Вс-сильный, и человека нет обрабатывать землю» - «когда помолился человек – пошел дождь» (РаШИ).
Основные занятия человека
Естественным продолжением «пара» и «дождя» будет определение животных сутей, но прежде появляются четыре реки, выходящие из Эдена (2:10). А затем помещение Адама в Эденский сад и определение его задачи «от всех деревьев сада кушай, поедая, а от дерева соединения Добра и Зла не ешь от него…». Их появление прямо связано с правилом: еще прежде яда Творец создает противоядие. Ведь по мнению Мальбима[3], Пишон, Гихон и Хидекель обозначают три главных опасности, поджидающих человека на жизненном пути. А Прат – это исправление, дорога обратно в Рай.
Установив рабочие отношения с растительным и животным миром, первый человек пытается наладить контакты с собой и себе подобной половиной. Ну, а дальше, как известно, промах. Таким образом, сюжетную линию "Бе-рейшит – бет» можно считать отслеженной. А результаты следствия могут быть сведены в следующую таблицу:
Уровень
|
Сюжет Пятикнижия
|
Вид работы
|
Духовный уровень
|
Человек
|
Промах первого человека
|
Речь
|
Адам
|
Животный мир
|
Определение сутей
|
Владение инстинктами
|
Праведник
|
Растительный мир
|
Дождь и появление растений
|
Молитва
|
Абсолютный праведник
|
Неживая природа
|
Пар
|
Творение
|
|
Главное открытие – удалось отследить, чем занимаются абсолютные праведники. Их работа, естественно в высшей точке мира – берумо шел олям – в молитве. И это еще одно объяснение их незаметности – абсолютные праведники «один на один» с Творцом!
|