Вторник, 20.11.2018, 22:37
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик. "Визуализация кабалы". "Как пять пальцев"

Поиск истины в рамках общей концепции смысла жизни
.

Как пять пальцев.

Обсудив общую духовную анатомию, попробуем увидеть в самом привычном - необычное. Ведь, что более знакомо нам, чем пять пальцев собственной руки? И, тем не менее, используя число пять и наименование пальцев на иврите, обнаружим вовсе неожидаемое.

Во-первых, аґудаль[i] - большой палец. Его очевидная отстраненность (перпендикулярность, если его отставить в сторону), делает его, явно, отдельным, не совмещенным с ладонью. Он, несомненно, связан с категорией кетер - зародышем, замыслом. Мидраш утверждает его появление лишь в поколении потопа. И это значит, духовное падение (развитие идеи!) позволяет через нижнее реализовываться самому высокому[ii]

Еще одна характеристика большого пальца, делающая его самым «потенциальным» - малая связанность с остальной ладонью, позволяет ему невероятно большой диапазон движения. Раздвижение пальцев на максимум, обнаруживает неожиданную связь между самым маленьким и самым большим – они оказываются на одной линии, образуют единую прямую – «и последние станут первыми» - связь мальхута с кетером.

Название следующего пальца – эцба, означает … палец. Но, спасибо ивриту, еще одно значение корня эцба – указывать. Уровень хохма, которому соответствует этот палец, невольно заставляет вспомнить почти классическое: «ты не мудри, ты пальцем покажи». Великая мудрость глубочайших идей, в их способности указывать совершенно новые пути развития – открывать новые горизонты. Отсюда связь со зрением – обнаруживать доселе невиданное – вот задача хохмы и «перста указующего».

 

Аґудаль

Большой

Кетер

Обоняние

Односложно

Потенциал

 

Эцба

Указ, палец

Хохма

Зрение

Односложно

Палец, указательный

Младенец

Ама

Эталон, мера длины, русло

Бина

Слух (речь)

Односложно

Эталон

Юноша

Кмица

Горсть, граница

Зеир Анпин

Вкус (аппетит), таам, смысл

Двусложно

Горсть, граница

Молодой человек

Зерет

Распространение

Мальхут

Осязание

Односложно

Категория обладания

Зрелый человек

 

Палец, называемый, по-русски, средним, на иврите именуется эталоном – ама. Его связь с категорией бина и слухом (речью) прослеживается с помощью идеи примера, объясняющего идею (суть). Ведь все познается в сравнении. И указывая на сходство и определяя различия, мы выполняем работу объяснения, исполняем функцию бины. Эталон служит фундаментом любого сравнения. Длиннее, короче всегда в сравнении с эталоном, основной мерой, точкой отсчета.

Уровень зеир-анпина – маленького лица, подразумевает наличие двух возможностей – брать и не брать, а так же границу между ними. Палец, названный по-русски безымянным, как раз и выполняет функцию ограничения (границы). Кмица, это та горсть благовоний, которую коген высыпает на горящие угли на внутреннем золотом жертвеннике в Зале Храма. Третий из четырех, (аґудаль потенциален, не задействован, как и увы,  мальхут – мизинец). Кмица определяет, какая часть одиннадцати ингредиентной смеси кторет будет воскурена на золотом жертвеннике.

Коґен зачерпывает тремя пальцами – эцба, ама и кмица, то самое количество, которое и дало название пальцу – «комец – горсть». И палец кмица, как и положено символу зеир анпина определяет размеры (границу) требуемого количества.

 И, наконец, последний мизиникл (так меня, младшего в семье, называл мой папа, также мизиникл в своей семье). Самый маленький из пальцев, несомненно, напоминает нам о незаконченности работы, обо все еще незаконченной миссии человека.

Нереализованность (до конца) Замысла, отсутствие завершенной стадии мальхут, символизируется маленьким пальчиком. Но, как уже было сказано, «и последние станут первыми» на что и намекает его название – зерет от лизрот – распространять, расширять.

В заключение несколько слов о вкусе, осязании и обонянии. Слово «вкус», на иврите – таам, означает, также, и пользу, смысл, выгоду. Именно таам ґамицвот, ощущаемый вкус (смысл) мицвот Создателя, делает их для нас более привлекательными, не заслоняя, однако, их базисной бесконечной ценности – Его приказы (мицвот)

Такой компромисс (зеир анпин!) между обязанностью (мицвот) и вкусом (желанием получить) совершенно необходим для духовного развития человека. Как и полагается духовному малышу, мы пьем горькое лекарство (мицвот) от эгоцентризма, подсластив его сладким вкусом понятого нами в Торе смысла (таам – вкус) приказов Всесильного.

Куда меньше слов потребуется для соединения категории мальхут с осязанием. Практически два фразеологических оборота: «берешь у руки – маешь вещь» и «на букву «у» - усе!» - дают необходимую связь между самым материальным (вещественным) из чувств и завершающей категорией – мальхут.

Самое высокое (внутреннее) из чувств – обоняние. Кроме присутствующего, практически, во всех[iii] человеческих языках выражения: «унюхал» (вариантно «унюхал гад!») на прямую связь обоняния с сутью, указывает и диффузия. Прямой контакт с объектом (сутью) достигается именно с помощью этого физического явления. Летучие молекулы (микродозы самого объекта) попадают в наш нос, давая эффект прямой (без посредников – света в зрении, мембраны, ловящей звуковую волну, в слухе, поверхностном натяжении в осязании и пупырышков в подъязычье во вкусе) связи с вещью (в микродозе).

Именно обоняние не было затронуто падением первого человека. И поэтому на исходе шабата «возвращая сознание» душе, утратившей уровень субботы, мы нюхаем благовония. Ведь потерявшего сознание человека, можно шлепать по щекам, щипать, а лучше дать понюхать нашатырь, так как система обонятельных рецепторов не выключается с утратой сознания.

И, как всегда, нам остается только констатировать, что четырехбуквенное имя Вс-вышнего описывает структуру всего Мироздания!

Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях



[i] В Торе упоминается, как боген, множественное – беганот. В слове боген явственно звучит бо-ген – в нем они. Т.е. кетер, естественно, содержит все последующее.

[ii] Обратность сосуда и света. Лишь когда в кли мальхут попадает свет нефеш, в кли кетер заходит свет йехида.

[iii] Проверено у специалистов филологов.

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (14.06.2012)
Просмотров: 3400 | Комментарии: 4 | Теги: Как пять пальцев, М.М.Гитик, Визуализация кабалы, Иврит, Смысл жизни | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 Yael   (01.07.2012 19:23)
Ответы рава Гитика:

*Есть ли у рава Гитика объяснение про "биркат коганим"?*

Очевидно, на первый взгляд только одно – соединение хохмы с биной и зеир анпина с мальхут. При этом понятно, что разделение проходит под биной – между тремя высшими и семью нижними сферот.

*Почему на еврейской свадьбе жених одевает невесте кольцо именно на указательный палец? *

Мне известен ответ, отчего кольцо носят на пальце кмица, поскольку речь идет о границе. Почему жених надевает кольцо на указательный палец невесты я пока не знаю, но и вы можете подумать над этим вопросом. Единственное, что мне приходит в голову. Это то, что указательный палец на иврите эцба (палец) и соответствует уровню хохма, являясь основополагающим.

*И можно ли "как свои пять пальцев" запоминать заповеди? *

10 сферот по 10 пальцам у меня пока не получились, хотя связь несомненна

*Так в Торе "большой палец" назван словом "бохен", так откуда же взялся "агудаль"? И "большой палец" - это большой, как мы в русском языке привыкли понимать, или средний (ама)? *

Рав Гитик допустил ошибку, назвав большим средний палец. Бо-хен – в нем, они, что соответствует идее кетера. В слове Боген явственно звучит бо-ген – в нем они. Т.е. кетер, естественно, содержит все последующее

3 Shirli   (17.06.2012 09:28)
Спасибо, было бы замечательно получить ответы у рава Гитика! Насчёт когенов, то я читала, что они таким образом складывали пальцами букву "шин", ведь между пальцев у них пребывала Шхина, и народ не должен был видеть Её.

Большой палец руки вызывает ещё больше вопросов. Агудаль (видно, образовалось от слова "гадоль" - "большой"). Рав Гитик называет средний палец большим, это тоже можно понять, он - эталон, и самый длинный.

Но в Торе, я посмотрела - "большой палец" часто упоминается в книгах Шмот и Ваикра (Аарон и его сыновья кропили кровью жертвенного животного большой палец руки и ноги), а также и елеем. Прокажённых в главе Мецора тоже. Так в Торе "большой палец" назван словом "бохен", так откуда же взялся "агудаль"? И "большой палец" - это большой, как мы в русском языке привыкли понимать, или средний (ама)? В Ваикра 14:14 большой палец и руки и ноги назван "бохен", в Ваикра 14:16 упомянут палец правой руки, который коген макал в масло и кропил 7 раз пред Б-гом, так здесь палец назван "эцба", видно, помазание елеем делалось указательным пальцем, а кропился кровью большой палец. Большой палец руки имеет две фаланги, в то время как остальные четыре - по три фаланги. В общей сложности на руке 14 фаланг, как и слово "йад" - рука имеет числовое значение 14. И всё же, какой палец кропился кровью - самый толстый, отдельно стоящий (агудаль) или средний-большой (ама).
Спасибо!

2 Yael   (17.06.2012 00:19)
Это не опечатка. рав Гитик часто называет средний палец большим 257 Вернется из Америки, я у него уточню. Без разрешения ничего менять в его текстах не могу. 262
И ответы на Ваши вопросы тогда же выставлю.

1 Shirli   (15.06.2012 06:41)
Спасибо большое, очень интересно! 252
Интересно. что название первых трёх пальцев на иврите (агудаль, эцба, ама) все начинаются с буквы "алеф".

Палец, называемый, по-русски, большим, на иврите именуется эталоном – ама.

Здесь, наверное, опечатка? "Ама" - по-русски называется "средний" палец, он же самый длинный.

Будем ждать продолжения этой книги. Есть ли у рава Гитика объяснение про "биркат коганим" - (в главе Насо 5770 объясняется про это, но я имею ввиду, как когены в Храме поднимали руки и складывали пальцы: большой отдельно, указательный и средний вместе, затем прсвет, и безымянный и мизинец вместе). Но народ не должен был этого видеть.

Почему на еврейской свадьбе жених одевает невесте кольцо именно на указательный палец?

И можно ли "как свои пять пальцев" запоминать заповеди? К примеру - первый палец правой руки (большой) - 1-я заповедь, 5-й (мизинец) - о почитании родителей, 7-й ( безымянный левой руки) - "не прелюбодействуй, и т.д.?
287

Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод