Ноль плюс Один
Глава 1.
«Велика учеба…»
Фраза,
красной нитью проходящая через курс «Ноль плюс Один», на первый взгляд
непритязательна: «велика учеба, приводящая к действию – гадоль лимуд ше меви
лидей маасе». Но только на первый. Парадокс, в нее заложенный, будет
разрешаться весь курс. Ведь если величие учебы в действии – мицве, то велика
мицва, а никак не учеба?!
Но
начнем мы, как и обещано в заглавии курса, с ноля и единицы, точнее, с Цели и
Ее Средства. Один из самых богатых людей на земле, господин Уорен Баффет,
достигший, к тому же, в добром здравии весьма преклонных лет, подытоживая в
одном интервью свою незаурядную жизнь, высказался в том смысле, что создав
десятки тысяч рабочих мест и потратив половину своего состояния на
финансирование филантропических проектов,
он не зря прожил свою жизнь.
Поскольку
вышеозначенный господин ни разу не воспользовался возможностью вспомнить «всуе»
о Вс-вышнем, то полагать его хорошим
человеком как-то не хочется. Но против фактов… Ведь по нашим критериям больше, чем дать человеку подарок – дать
ему заработать. И в отличие от филантропии, с созданием рабочих мест крупнейшей
в мире инвесторской компанией господина Баффета не поспоришь.
Даже
в Израиле, приобретя по «сходной цене» в четыре миллиарда долларов компанию
Стефа Вертґаймера,
Баффету удалось ее значительно расширить, со всеми, вытекающими отсюда… И
вопрос, придется ли нам, при всем нежелании, причислить Уорена Баффета к числу
хороших людей?
Божественность
человека.
Выскажемся
прямо, хоть и не ново: хороший человек – не профессия! А почему, кстати? Крайне
показательным исчерпывающим примером будет история Бильама и его ослицы.
Необходимость членораздельной речи валаамовой ослицы весьма непросто
мотивировать. Мидраш (его приводит РаШИ) говорит о близости между Бильамом и
его ослицей, не только днем, но и ночью. Речь, к сожалению, идет не о
скотоложестве, а о чем-то значительно худшем.
В
Трактате Саенґедрин
(Мишна, 10 глава) задается вопрос, а есть ли у Бильама место в следующем мире?
Вопрос прямо перекликается с претензией Уорена Баффета. А ответ заложен в
следующее высказывание наших мудрецов: вся Тора и пророчество Бильама записаны
рукой Моше. По поводу вопроса об отсутствии места Бильама в вечности и его
пророчества – недоумеваем: а кто бы
сомневался?! Мерзавец, он и есть мерзавец!
Идея,
которую хотят подчеркнуть мудрецы – у Бильама нет ни малейших авторских прав на
слова: «как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль». А основной
смысл чуда валаамовой ослицы – нет никакой разницы между Бильамом и его
ослицей. И слова Торы, вложенные в уста Бильама и его ослицы, имеют одного
Автора! Итог жизни человека, которому было дано более других (по своим
пророческим талантам Бильам сравним с Моше Рабэйну) – ничего!
Для
объяснения используем идею божественности человека. Кроме
социально-общественной функции гомосапиенса, есть еще его божественная
компонента. Т.е. помимо того, что каждый из нас чей-то муж, жена, сестра, брат,
сын, дочь, коллега и еще множество ролей, мы еще существуем как Его дети, и
«весь мир создан для одного меня»!
Мы
с вами не только средство «для укрепления мира между народами», мы еще и
личности, претендующие на вечность. А в чем разница, собственно? Как учила нас
Власть Советов – «Ничего себе! Все людям!» (альтернатива: «Ничего себе!? Все
людям??»). Принося пользу обществу, мы зарабатываем себе светлое будущее…?
(вспомним классику: «тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу!»). И
созданные Баффетом рабочие места останутся… на века?! А вечность?
Вспомним
сказанное Торой о Ноахе: «ва йишаэр ах Ноах» (Бе-рейшит, 7:23).
Мудрецы отмечают: ах – только, ляшон миут – уменьшающее. Ведь целый год
Ноах кормил и выносил дерьмо животных. Так выглядит человеческая жизнь?! Кто
здесь цель и кто здесь средство? Представим себе человека, всю жизнь доящего
коров и – «ничего себе! Все людям!» – и отдающего молоко людям. Вырастают
младенцы, благодарное человечество ест йогурты… вот только если вместо человека
поставить автодоилку, что изменится?!
Автор
результатов нашей жизни Один! И назначение добрых дел – сделать нас добрыми.
Как говорит РаМБаМ: «больше, чем богатый дает бедному, бедный дает богатому».
Он дает ему возможность дать.
Как
тут не вспомнить семнадцатилетнего гения, пришедшего учиться к раби Менделе из
Коцка. На вопрос ребе он с заслуженной гордостью ответил: «Я выучил весь
Талмуд!» (С ришоним и ахроним, чтоб вы не сомневались!) «Да, – заметил раби из
Коцка, – а чему Талмуд научил тебя?».
Перейти на: страница 2 страница 3 страница 4 Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|