Очищение Йом Кипура
Известные слова раби Йеґуды Ґанаси из трактата «Йома»[1] (85:2): «раби говорит: Йом Кипур искупляет все преступления [перечисленные] в Торе, сделал [ли еврей] тшуву, не сделал [ли] тшуву». Вопрос стандартный: как такое может быть? Ведь тшува необходима?! Рав Итамар Шварц предлагает простое житейское объяснение. Конечно, мнения раби и мудрецов рассматривают проблему очищения с двух разных сторон. Особенность этого Дня в максимальной близости Творца, которая очищает вне зависимости от желаний и поступков евреев. (Подчеркнем, что мы говорим о евреях, находящихся внутри этого Дня, т.е. Его не опустошающих-убивающих. Например, еврей, заснувший накануне и проснувшийся на исходе выделеннейшего из дней).
Но чистота одежды, без умения вести себя за столом жизни – ничего, ровным счетом, не делает. И еврей, «евший свинину» весь год, естественно продолжит свои преступления – запачкает свою чистую одежду, в которую одел его Йом ґа Кипурим. И мы снова выходим на идею «Жизнь как воспитание»[2].
|