Законы Седьмого Года (шмита) и их влияние на общество
Наступающий 5775 год нашего еврейского календаря будет так же так называемым седьмым годом, называемым годом Шмиты. На первый взгляд, законы шмиты важны и актуальны, прежде всего, для тех, кто занимается сельским хозяйством, либо имеет хотя бы какой-нибудь участок земли. Оказывается, что такой подход совершенно неправильный. На самом деле законы шмиты влияют на жизнь всего общества. Как же происходит это влияние и чему они нас учат?
В далеком прошлом нашего народа раз в семь лет происходили кардинальные изменения в жизни каждого человека. Если сегодня вполне можно не заметить или не почувствовать, что конкретный год - это год шмиты, то в прошлом это было не возможно, хотя бы потому, что одним из его следствий могло быть то, что люди могли быть на грани голода. Вот как описывает это мидраш в Эйха Раба: «Народы мира, сидящие в театрах и цирках, едят и пьют и пьянеют, и смеются надо Мной…и говорят они: «Эти евреи, соблюдающие седьмой год, и нет у них овощей, и едят они колючки».
По мнению многих комментаторов Торы, в самой идее Седьмого года (шмита) заложены моральные основы того, что называется исправление или совершенствование мира («тикун олам»), равенство между бедными и богатыми и предотвращение экономического неравенства. Сама Тора говорит нам об этом (Шемот 23,11) «А в седьмой оставляй ее в покое, не трогай ее, чтобы питались неимущие из народа твоего, а остатком после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею». По мнению РаШИ, речь здесь идет о том, что в этот год все равны, а рав Калишер считал, что речь идет о том, что не должен богатый заносчиво вести себя по отношению к бедным в этот год, т.к. в этот год все равны. Такого же мнения придерживались и многие другие комментаторы, вплоть до наших современников.
Стоит отдельно отметить мнение рава Шауля Исраэли, возглавлявшего ешиву «Мерказ аРав». По его мнению, три заповеди, связанные с различными аспектами шмиты (земля, деньги и 50 год) являются единым и неразрывным целым. По его мнению, у законов шмиты есть 2 объяснения: второе это религиозный императив, связанный с верой в Творца и его заповедями, а первое объяснение общественное - предполагающее, что целью законов шмиты является сокращение социального неравенства. (р.И.Ариэль «Бемаагалей Швиит», стр. 224).
Если бы цель шмиты была бы только религиозная и заключалась лишь в нашей вере в Творца (то, что утверждают харедим), то и соответствующие галахические решения, базировались бы на этом (и тогда был бы не важен ущерб, нанесенный еврейскому сельскому хозяйству, и.т.д.). Но если целью шмиты является совершенствование мира и уменьшение социально экономического неравенства (мировоззрение национально религиозного лагеря), то и галахические решения исходят из этого, в пользу усиления еврейского сельского хозяйства разрешенным образом (этэр мэхира).
Целью седьмого года является не только забота о бедных, но и совершенствование владельцев земель. Но почему же тогда эти законы не касаются, например продуктов животноводства? В книге «Ваикра» дается простой ответ: «Исправление владельцев земельных участков, это часть более широкого исправления, связанного с отношением к Эрец Исраэль. Это необычная земля, земля выделенная Творцом, как сказано: «А земля не может быть продаваема навеки, ибо Моя земля; вы же пришельцы и поселенцы у Меня» (Ваикра25, 21). Одним из проявлений уникальности этой земли и является шмита. Недаром эта заповедь неразрывно связана с Эрец-Исраэль.
Та же идея заложена в той части законов шмиты, которая связана со списыванием долгов, как сказано (Дварим 15 ,11): «… потому я и повелеваю тебе, говоря: раскрыть должен ты руку свою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей». В настоящее время используется так называемый прозбуль, который позволяет взыскивать деньги с должников, но это отдельная большая и непростая тема.
Проанализировав соответствующие стихи Торы, легко увидеть, что она подчеркивает заботу о нуждающихся. Во всех случаях, описывающих взятие ссуд, речь идет о бедных, но при этом забота о них не является единственной целью. Идея в том, что ссужающий должен пройти определенный духовный процесс (Дварим 15, 7-11): «(7) Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим; (8) Но открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет. (9) Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла, чтобы думать: "приближается седьмой год, год прощения", и озлится око твое на нищего брата твоего, и ты не дашь ему; он же возопиет на тебя Г-споду, и будет на тебе грех. (10) Давать ты должен ему, и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле твоем и во всяком начинании руки твоей». Этот процесс связан не только с выдачей ссуды, но и с совершенствованием своего эмоционального отношения к нуждающемуся и к совершаемому им действию.
Седьмой год, подобно шаббату, связан не только с социально общественными аспектами, и его основы заложены в идее сотворения мира и это подчеркивается в Ваикра (25, 6): «И да будет суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя». Общий знаменатель для шмиты и шаббата – равенство всех членов общества в обязанности её соблюдать.
Религиозный и социальный аспекты шмиты неразрывно связанны между собой. Тора не выступает открыто за ту или иную социально экономическую модель. Распространенное мнение, что идеи выраженные Торой близки к идеям социал-демократии. С одной стороны, приветствуется частная инициатива, и материальный достаток не считается чем-то отрицательным. При этом, Тора вводит в социально экономические взаимоотношения такие понятия, как мораль, этика, а главное Творца.
Она предлагает механизмы, не дающие превратиться обществу в дикие джунгли. Подобно тому, как в шаббат, после обычных дней, человек останавливает свою экономическую деятельность, признавая этим, что Творец управляет миром, так же происходит и в 7-ой год. Этим человек декларирует, что он понимает, что и в предыдущие 6 лет не он, а Творец был и является настоящим владельцем земли.
В последнее время появилось много организаций, объединившихся в рамках проекта «Израильская Шмита (Шмита Исраэлит)». Их целью является возрождение таких понятий взаимная ответственность, деятельность во благо общины, экология, и другие подобные социальные и универсальные ценности. Все это связывается с заповедью о шмите. Это явление достаточно новое и не наблюдалось в прошлые семилетние циклы. Оно достаточно интересно тем, что объединяет не только религиозных, но и светских (что само по себе уже хорошо). Кроме того, оно помогает осознать светским, что источник их ценностей, которые они считали универсальными, общечеловеческими - изначально заложен в Торе.
Известен риторический вопрос мудрецов Талмуда – какая связь между шмитой и Синайским откровением. Возможно, в наше время появился новый ответ на этот вопрос. Даже тот, кто не готов пока признать открыто, что источник современной морали находится на Синае, уже самим принятием принципов и ценностей шмиты, происходящих из Торы, которая была дана нам на Синае, признает этим Божественный источник шмиты.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/176641.html |