Пятница, 19.04.2024, 06:01
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Еврейство » Еврейский Вопрос

«Бе-решит» глазами физика
Наши университеты: «Бе-решит» глазами физика:
ЯЗЫКОМ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И ПАСТУХОВ

Эзра КОРОЛЬ, доктор физико-математических наук

«Тора говорит языком, доступным человеку» (Талмуд, трактат «Брахот», 31б)
Едва ли есть в мировой литературе текст, так захватывающий своей глубиной и таинственностью, как первые строки Торы (глава «Бе-решит»). Уже при первом чтении появляется ощущение причастности к какой-то космической тайне и всё последующее время кажется, что вот ещё чуть-чуть — и эта тайна раскроется перед тобой...

ПРОСТРАНСТВО ТОЖЕ НАДО СОЗДАВАТЬ

«В начале сотворения Всесильным неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: "Да будет свет" — и стал свет. И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы. И назвал Всесильный свет днём, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один.» (Бе-решит, 1:1—5.)

Понятно? Ну, если сказать честно — не очень. Может быть, дальше прояснится?
«И создал Всесильный пространство, и разделил между водою, которая под пространством, и между водою, которая над пространством... И назвал Всесильный пространство небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Всесильный: "...да явится суша", — и стало так. И назвал Всесильный сушу землёю, а стечение вод назвал морями. ...И был вечер, и было утро: день третий.» (Бе-решит, 1:7—10, 13.)
Помилуйте, но ведь немного раньше, в начале Творения, уже были сотворены Небо и Земля; не мог же Автор забыть, о чём Он сообщил нам чуть выше!

Наверное, не мог. Значит, нас заставляют подумать.

Подумаем, прежде всего, какая задача стояла перед Автором. Нужно было рассказать о сложнейшем явлении возникновения Вселенной — явлении, о котором и современная наука знает далеко не всё, и о котором это самое всё человечество, возможно, вообще никогда не узнает. Так вот об этом надо было рассказать поколениям скотоводов и земледельцев, поколениям, не знавшим телескопа и микроскопа, и рассказать языком, этим поколениям понятным. Ясно, что выполнить такую задачу можно было, лишь прибегнув к языку образов, языку символов. Попробуем с этих позиций проанализировать первые стихи книги «Бе-решит».
Итак, в начале Творения Вселенной сотворил Всевышний небо и землю.

Символом чего служит земля?

Символом чего-то прочного, осязаемого, материального, другими словами — символом материи. А небо? Это — символ чего-то безграничного, просторного, то есть пространства. Исходя из этого, первую строку Торы следует понимать так:

В начале акта Творения сотворил Всесильный материю и пространство.

Это очень непростая для понимания фраза.

В ней утверждается, во-первых, что у Вселенной было начало(!). Достаточно сказать, что до последних четырёх—пяти десятилетий подавляющее большинство учёных придерживалось идеи бесконечной во времени Вселенной.

Второе утверждение, что Творец создал материю, воспринимается довольно легко: мы часто видим, как материальные тела то появляются, то исчезают из поля нашего зрения. А вот то, что Творец создал и пространство, может быть понято с большим трудом. На то, что пространство является сложной физической категорией, обратил наше внимание гениальный физик Альберт Эйнштейн. В своих работах по общей теории относительности он установил, что свойства пространства неразрывно связаны со свойствами материи, и одно без другого существовать не может. Поэтому нельзя представлять себе, что Вселенная была создана уже в существующем пространстве: создание пространства как раз и явилось одним из актов создания Вселенной!

ХАОС ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ

Следующая часть первого предложения Торы представляется и вовсе малопонятной: «...когда земля была пуста и нестройна(?)».

Пустую Землю ещё можно представить, но вот её нестройность вызывает недоумение, а применительно к материи оба эти свойства мало подходят. Намёк на возможную разгадку кроется в слове когда, которое попросту является неуместным (так как предполагает уже существование Земли в момент её создания). По-видимому, всё это — следствие хорошо известных трудностей перевода текста Торы со святого языка на другие.

Обратимся к оригиналу. На месте когда стоит союз вэ, что следует переводить как и или а («а земля была пуста»).

А вот вместо «пуста и нестройна» находится загадочное выражение «тоhу ва-воhу».

Многотомный словарь иврита Эвен-Шошана дает два значения этого выражения: 1) пустой, пустынный; и 2) неупорядоченный, в высшей степени хаотичный.

Чтобы вообразить себе свойства вновь созданной материи, обратимся к великолепной книге современного американского физика, лауреата Нобелевской премии Стивена Вайнберга «Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной» (Москва, Энергоиздат, 1981):

«Вначале был взрыв. Не такой взрыв, который знаком нам на Земле и который начинается из определённого центра и затем распространяется, захватывая всё больше и больше пространства, а взрыв, который произошёл одновременно везде, заполнив с самого начала всё пространство... Примерно через одну сотую долю секунды... температура Вселенной была равна примерно ста тысячам миллионов градусов Цельсия. Это... так горячо, что ни одна из компонент обычного вещества — молекулы, атомы или даже ядра атомов — не могла существовать. Вместо этого вещество, разлетавшееся в разные стороны при таком взрыве, состояло из различных типов так называемых элементарных частиц.

Эти частицы — электроны, позитроны, нейтрино, фотоны — непрерывно рождались из чистой энергии и затем весьма быстро вновь аннигилировали. Например, ...когда позитрон сталкивается с электроном, заряды могут уничтожиться, причём энергия массы двух частиц проявится как чистое излучение. ...Процесс аннигиляции может идти и в обратную сторону — два фотона ...могут столкнуться и образовать электрон-позитронную пару.

Однако современной физике известно много других типов частиц: мюоны, пи-мезоны, протоны, нейтроны и др. Когда мы смотрим назад на всё более ранние моменты времени, мы сталкиваемся со столь высокими температурой и плотностью, что все эти частицы должны были присутствовать в большом количестве, находясь в состоянии... непрерывного взаимодействия друг с другом.»

При этом они ежесекундно сталкиваются друг с другом, погибают, вновь возникают, порождают новые частицы... Ну, чем не «тоhу ва-воhу»?

А СВЕТ-ТО БЫЛ ЧТО ТЬМА

Но продолжим анализ текста далее: «...и тьма над бездною..».

Здесь вызывает недоумение слово тьма. Действительно, мы привыкли понимать темноту как отсутствие света, а между тем свет ещё не был создан (о его создании будет сказано ниже). Более того, будет сказано, что «...отделил Всесильный свет от тьмы...», то есть тьма выступает первичной по отношению к свету.

Посмотрим, как эту ситуацию описывает физик С. Вайнберг:

«...Вселенная была заполнена светом...Чтобы описать тот свет, который заполнял раннюю Вселенную, мы можем сказать, что число и средняя энергия фотонов (частиц света — Э. К.) были примерно такими же, как у электронов, позитронов или нейтрино (то есть соответствовали температуре в сто тысяч миллионов градусов — Э. К.).»

Хотя С. Вайнберг употребляет здесь термин свет, он даёт понять, что этот свет не похож на привычный нам видимый свет, энергия частиц которого соответствует температурам всего в несколько тысяч градусов. То есть свет (а точнее — электромагнитное излучение) ранней Вселенной для человеческого глаза был невидим, и если бы наблюдатель со стороны (из бездны) мог взглянуть на эту вновь образованную Вселенную, он увидел бы только чёрное пятно—тьму.

ОРЁЛ НАД ГНЕЗДОМ

Вот далее следует и вовсе загадочная фраза: «...а дух Всесильного парил над водою...».
Прежде всего неясно, откуда и в какой момент времени взялась вода — один из важнейших элементов Вселенной. А во-вторых, какая информация содержится в сообщении, что дух Всесильного парил над нею?

Ну, мы уже готовы к тому, что встречающиеся в этом отрывке понятия следует воспринимать как символы. Символом чего может служить вода с её главным свойством текучестью? Конечно, символом времени (к сожалению, быстротекущего).

Но что значит тогда слово парил?

Здесь следует обратиться к оригиналу, где стоит слово мэрахефет. Классический комментарий к Торе издательства «Сончино» обращает внимание, что это — редкий глагол: во всей Торе он используется лишь дважды. А обозначает он следующее. Во время полета орёл производит большой шум крыльями, и этот шум может испугать птенцов, когда орёл подлетает к гнезду. Чтобы избежать этого, перед самым гнездом орёл меняет характер движений крыльями, чтобы подлететь бесшумно. Вот этот новый тип движений крыльев и описывается в иврите словом мэрахеф.

В книге «Наука Творца» другой современный американский физик Джери Шродер пишет по этому поводу:

«В соответствии с Торой это парение было необходимо для того, чтобы сформировать Вселенную после акта Творения. Этот одноразовый феномен физики обозначают термином inflation (расширение). Это было внезапное и короткое расширение Вселенной, произошедшее сразу за Большим взрывом. В наикратчайшую долю секунды Вселенная расширилась от точки создания до размера, соответствующего примерно сегодняшней Солнечной системе. Затем расширение стабилизировалось и пошло со скоростью, которую мы наблюдаем сегодня.»
Возможно, одним из самых фундаментальных открытий XX века было открытие сложных свойств времени. А. Эйнштейн показал, что не существует абсолютного, одинакового для всех, времени: для каждого наблюдателя время зависит от скорости движения этого наблюдателя и от того, какие массы материи находятся поблизости.

И вообще, выяснилось, что свойства материи, пространства и времени сложным образом зависят друг от друга, и ни одну из этих категорий нельзя рассматривать в отрыве от других. Понятно, что в момент расширения между материей, пространством и временем происходили очень сложные и резко менявшиеся взаимодействия.

ИТАК, ЭТАП БЫЛ НАЗВАН ДНЁМ

А далее Всевышний создал свет — здесь уже подразумевается видимый свет.

С. Вайнберг говорит об этой ситуации крайне лаконично и сухо:

«С течением времени Вселенная расширялась и охлаждалась, достигнув в конце концов температуры (около 3000 градусов), достаточно низкой для того, чтобы позволить ядрам и электронам скомбинироваться в атомы. ...исчезновение свободных электронов сделает содержимое Вселенной прозрачным для излучения.»

Важным моментом здесь является появление атомов — источников видимого света. И только с этого момента стало возможным рассматривать тьму как отсутствие света:
«...и отделил Всесильный свет от тьмы...».

Завершается этот отрывок поэтическим рефреном: «И был вечер, и было утро: день один.»
И эта фраза, несмотря на всю свою поэтичность, не может не вызвать ряд вопросов. Действительно, какой может быть вечер и какое утро, если Солнце, заход и восход которого и определяют эти понятия, будет создано лишь в четвёртый день, а Земля, период обращения которой вокруг собственной оси определяет понятие день, тоже ещё не создана? Уже одно это показывает нам, что понятия, используемые в данном отрывке, не должны восприниматься нами буквально.

Впрочем, умные люди давно уже сообразили, что вечер (на иврите — эрев) — слово, однокоренное с леэрев, что значит смешивать, а утро (бокер) — со словом левакер (различать). То есть приведённая фраза означает, что завершился первый этап построения Вселенной, когда материя из беспорядка и хаоса была упорядочена: созданы были стабильные атомы, из которых в последующие этапы будут созданы Земля, Луна, Солнце, звёзды, планеты, галактики и, наконец, — Человек. Но для этого понадобятся ещё пять таких дней...

«УЧЁНЫЕ ВСЕХ СТРАН, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ... К РАВИНАМ!»

И что поразительно — ещё 50—60 лет тому назад представления физики о строении Вселенной в категорической форме не согласовывались с тем, что пишет Тора. Но последние открытия в области теоретической физики (А. Эйнштейн, А. Фридман, Г. Гамов и др.) и экспериментальной физики (Э. Хаббл, А. Пензиас, Р. Вильсон и др.) революционным образом изменили наше понимание. И, как мы видели выше, последние представления физиков о возникновении Вселенной удивительным образом подтверждают описание этого процесса в первой главе Торы «Бе-решит». Ну как здесь не вспомнить остроумное замечание директора Центра по изучению космического пространства при НАСА Роберта Джестроу:

«...События принимают чрезвычайно странный оборот. Для учёного, никогда не сомневавшегося в могуществе разума, развязка должна напоминать кошмарный сон. Всю жизнь он преодолевал тернистые кручи науки, и вот заветная вершина близка. Ещё усилие... и, вступив на неё, он видит...компанию теологов, преспокойно сидящих здесь уже далеко не первое столетие.»

Мамаш, как говорят израильтяне, что на русский в данном контексте можно перевести, как «попал в точку».

«...И был вечер, и было утро: день один.»

Эзра КОРОЛЬ,
доктор физико-математических наук (до алии — заведующий отделом Института физической химии АН Украины, профессор радиофизического факультета Киевского госуниверситета)
Категория: Еврейский Вопрос | Добавил: most129 (13.02.2010)
Просмотров: 2092 | Комментарии: 2 | Теги: Берешит, Тора, иудаизм, Смысл жизни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0  
1 Человек   (09.01.2013 18:56) [Материал]
Всё очень хорошо объяснено. На фоне этого прекрасного объяснения возникновения Вселенной, возникает следующий вопрос:
Сначала цитата: "мы уже готовы к тому, что встречающиеся в этом отрывке понятия следует воспринимать как символы."
Так вот вопрос в следующем: Как дифференцировать порой очень туманный и неясный текст Торы и поставить чёткую границу (если таковая вообще имеется) между символическим пониманием и буквальным смыслом?
Если понимать все описанные в Торе события исходя из принципа "Тора говорит языком, доступным человеку", то кроме Законов, которые необходимо понимать буквально (для того чтобы можно было бы их исполнять), всё остальное, теоретически, можно воспринимать через скрытый символизм.
Ведь если воспринимать Тору как "Абсолютную Матрицу Бытия", где под за каждым Событием, Образом, Личностью, Действием, Фразой или Буквой скрывается прообраз неких универсальных элементов Реальности, то вопрос "а происходили ли события описанные в Торе на самом деле" не имеет смысла! В этом возможно ответ всем тем археологам и историкам, которые ищут и не находят подтверждений ключевым событиям описанных в Торе!
Ищут не то что надо и не в том месте...
Вот такая у меня возникла мысль, которой я хочу поделиться...

0  
2 Yael   (10.01.2013 07:38) [Материал]
История Творения, описанная в Торе, как несколько раз говорит РаШИ, простого смысла не имеет вообще. Подробнее в частной беседе.
М.М.Гитик

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Сифрия [1]
Еврейский Вопрос [6]
Вновь становясь народом Книги [6]
Последнее предупреждение [1]
Скупой Платит Дважды [1]
Алеф-Бет в Торе [3]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы