Глава 1
Глава 3
Четыре, значит Место!
Споры о «статье» Цлофхада – еще одно доказательство на нетривиальность его поступка. А вывод мудрецов о нарушении им правила «четырех локтей», перехода из общественного в частное владение, и хитроумный способ объяснения рава Хаима ибн Атара (ссылки на Трактат «Хулин» 88:1, на «Шабат» 6:2, на «Шабат» 36:2 и т.д.), интересует нас в данной статье лишь по причине появления новой общности промаха разведчиков и преступления Цлофхада. Оба они связаны с местом!
«Четыре локтя – арба амот» и сорок дней разведки, и сорок лет скитаний по пустыне, арифметически основаны на внутреннем смысле числа четыре. «Четыре крыла Земли – арба канфот ґаарец» (прообраз – «на все четыре стороны) – определяют категорию пространства в еврейской традиции. Четырежды десять символизируют полноту места.
Плод полностью сформирован (занимает место!) по прошествии сорока дней от зачатия. Нормальная беременность – сорок недель. Именно «исчерпанность» места – материнской утробы – диктует роды.
Но проблема места в нашем мире, это неправильное… время. Вспомните, как теряет свое место – Эденский (утонченный) Сад – первый человек. Он торопит время и, не дождавшись Шабата, вкушает запретный плод. Не дождавшись возвращения Моше (40 дней, чтоб вы не сомневались), народ (так обозначает Пятикнижие, по комментарию рава Йонатана Айбешютца, эрев рав) создает золотого тельца. Проблема определения правильного срока пребывания в пустыне разведчиками, лишает нас получения своего места (Эрец Исраэль) в полном объеме. А полный объем, через учителя нашего Моше, это было бы достижение уровня веґевети – и привел.
Ключиком к пониманию «соединения деревьев» Цлофхадом будет… незамужнесть его дочерей. Все пять, все тридцать восемь лет, – это, согласитесь, необычно. Ну, и конечно, шабат, тот самый, второй. РаШИ подчеркивает, что определение места «и были дети Израиля в пустыне» подразумевает… время, второй Шабат евреев. Если мы вспомним о связи между женским началом и временем[1], то, прояснив вслед за понятием пространства идею времени, мы сможем, Безрат Ашем (через одну главу), разобраться с «делом» Цлофхада.