Какими должны быть настоящие еврейские судьи?
Тора заповедует нам назначать судей в каждом городе с тем, чтобы они судили народ справедливым судом, как сказано (Дварим 16,18): «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, по коленам твоим, чтоб судили они народ судом праведным».
Изначально обязанность установления судебной системы была установлена для всего человечества в рамках Семи Заповедей Потомков Ноаха.В то же время существует принципиальная разница между обычным гражданским правосудием, вне зависимости от вида юридической системы и еврейским правом. Еврейское право состоит из двух уровней: установление справедливости при вынесении судебного решения, но кроме того связь между законом и вынесенным постановлением с основными принципами Торы.
Судебная система в соответствии с Торой состоит из трех уровней: большой Санхедрин, состоящий из 71 мудреца, заседающего в Иерусалиме, малый Санхедрин состоящий из 23 судей в каждом из городов и в случае если в городе не возможно собрать малый Санхедрин, назначают бейт-дин состоящий из трех судей, функции которого ограничены рассмотрением имущественных вопросов. (Рамбам, Законы о Санхедрине 1,3-4).
Право мудрецов судить по законам Торы связано с понятием «смиха» (передача права судить от одного мудреца к другому). Начало этому было положено Моше Рабейну и продолжалось весь период Первого и Второго Храма и еще примерно 300 лет после разрушения Второго Храма. Попытка восстановить смиху во времена рава Йосефа Каро в 16 веке не увенчалась успехом. Поэтому в наше время судьи религиозных судов имеют право судить по законам Торы лишь как посланники мудрецов прошлых поколений и их полномочия ограничены лишь теми областями еврейского права, которые необходимы для повседневной жизни - имущественные вопросы, личный статус, гиюр и.т.п.
В то же время религиозные судьи не могут разбирать вопросы, связанные с жизнью и смертью. Одним из следствий всего вышесказанного является невозможность соблюдения заповеди Торы о назначении малого Санхедрина в каждом городе. (Комментарий Рамбана на Дварим 17,18, Тур Хошен Мишпат 1).В то же время у нас есть заповедь назначения батей дин в каждом городе, чтобы осуществлять те нормы еврейского права, которые возможны в наше время.
Наши мудрецы неоднократно подчеркивали важность функционирования еврейской судебной системы. Например, в ВТ, трактат Санхедрин 7А, говорится что «Каждый судья, который судит справедливо, приводит Шхину (Божественное присутствие) в еврейский народ». Поскольку сразу после предписания назначить судей, Тора переходит к предостережению о посадке дерева «Ашера», посаженного для того, чтобы ему поклоняться, мудрецы Талмуда делают вывод, в Трактате Санхедрин 7Б о том, что «тот, кто назначает недостойных судей, как будто сажает «Ашеру». Назначение судей, которые выносят решение согласно своим собственным представлениям о справедливости, подобно посадке дерева для поклонения. Ведь в таком назначении есть элемент преклонения перед человеческим разумом, - как будто установление справедливости зависит только от него .
На протяжении всей нашей истории мудрецы неоднократно подчеркивали, что действия судей носят не только технический характер, но и являются одним из видов нашего служения Творцу.
Приведу лишь одну цитату из книги «Диврей аЯмим 2» (19,6). Царь Йошафат, обращаясь к судьям, говорит: «Смотрите, что вы делаете, ведь не человеку вы судите, а Господу».
Так какими же должны быть настоящие еврейские судьи?
Еще в самом начале книги Дварим, Моше обращается к народу со словами: «Как же мне одному нести тягости ваши, бремя ваше и распри ваши? Изберите себе мужей мудрых и разумных и знатных по коленам вашим, и я поставлю их во главе вас. (Дварим 1, 12-13)». Следующие стихи Торы кратко описывают нам необходимые качества судей: «И вы отвечали мне, и сказали: хорошее дело велишь ты сделать. И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и знатных, и назначил их начальниками над вами: тысяченачальниками и стоначальниками, и пятидесятиначальниками, и десятиначальниками, и надзирателями по коленам вашим»(Дварим 1, 14-15). К этому необходимо добавить дополнительные качества, упоминаемые Итро в книге Шемот (18, 21): «Ты же высмотри из всего народа людей способных, Б-гобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставишь их над ними тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками».
Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет в своем комментарии, что еще одно необходимое качество для судьи это широкий кругозор. Это же мнение мы встречаем и у Рамбама в законах о Санхедрине, раздел 2, 1: «Назначают в Санхендрин, как в большой, так и в малый, мудрецов Торы, так же знающих такие светские науки, как медицину, математику и астрологию а так же всякие виды колдовства и идолопоклонства, для того, чтобы могли рассматривать подобные дела». Следует заметить, что подобные требования относились каждому из судей Санхедрина, а не ко всем вместе. Этот подход очень сильно отличается от современного, когда многие «религиозные авторитеты» хвастаются тем что «…мы академиев не кончали». В галахе 6, этого же раздела, Рамбам постановляет, что судьи должны быть еще и полиглотами для того, «чтобы у Санхедрина не было необходимости слушать стороны через переводчика».
Рамбам сам понимал, что уже в его время невозможно было найти людей, полностью соответствующих нормам, для назначения в Санхедрин, поэтому он оговаривает в галахе 7, что есть разница между судьями Санхедрина и судьями обычного бейт-дина. Но при этом и от этих судей ожидается семь следующих вещей: мудрость, скромность, трепет перед Творцом, бескорыстие, правдолюбие, человеколюбие, хорошая репутация. Рамбам подчеркивает, что все эти качества отмечаются в Торе и доказывает это на основании соответствующих стихов.
В наше время израильская судебная система очень сильно отличается от всего вышеперечисленного, и к сожалению не в лучшую сторону. Две тысячи лет отсутствия государственности наложили свой отпечаток и на эту сторону нашей жизни. Две параллельно существующие сегодня системы: светская и религиозная, еще не научились сотрудничать друг с другом. Нежелание религиозного истеблишмента признать необходимость тех или иных изменений в деятельности религиозных судов, приводит к тому, что значительная часть религиозного населения старается решать возникающие вопросы в обычных гражданских судах. Я не думаю, что будет преувеличением определить это, как одну из самых больших трагедий галахи нашего поколения.
Дай Бог, чтобы произносимые нами трижды в день «Верни нам наших судей, как было в прошлом», станут реальностью и мы удостоимся судей, отвечающих всем требованиям Торы.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/175464.html |