Четверг, 18.10.2018, 14:11
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Жизнь Общинная

Ашер Рохбергер "А может ли женщина зажигать ханукальные свечи, или о феминизме Талмуда"

А может ли женщина зажигать ханукальные свечи,

или о феминизме Талмуда.

 

Два дня тому назад, накануне зажигания первой ханукальной свечи, у входа на женскую часть Стены Плача, разгорелся небольшой скандал.

http://newsru.co.il/israel/06dec2015/hanouka_008.html

За несколько дней до этого, решение о том, могут ли женщины зажигать ханукальные свечи у Стены Плача, решалось на уровне юридического советника правительства.

http://izrus.co.il/obshie_novosti/news/2015-12-02/95421.html

А теперь, давайте отвлечемся от политики,  и я предлагаю рассмотреть, что же действительно еврейский закон говорит нам о том, может ли женщина зажигать ханукальные свечи.  Должен признаться, что для меня это нелегкая задача не потому, что сам по себе вопрос сложный, а наоборот, я чувствую себя, как человек. Который должен доказывать, что дважды два, это таки да четыре.

И так, начнем сначала. В трактате ВТ «Шабат» лист 23 написано: «Женщина, безусловно, зажигает (ханукальные свечи)- мнение раби Йошуа бен Леви, который говорил: на женщинах лежит обязанность зажигания ханукальных свечей, поскольку они так же участвовали в чуде (Хануки)». Тот же самый раби Йошуа бен Леви упоминает этот же довод в двух других случаях: относительно обязанности чтения Свитка Эстер (ВТ Мегила 4,1) и относительно заповеди о четырех стаканах вина во время пасхального седера (ВТ Псахим 108). Общим знаменателем для всех трех вышеперечисленных заповедей является то, что их исполнение связанно с прославлением чуда и эта заповедь возлагается на каждого в отдельности.

В этих трех местах Талмуд делает вывод, что хотя на первый взгляд женщины должны были бы быть освобождены от этих заповедей, поскольку это императивные заповеди, связанные со временем, но в данном случае делается исключение, поскольку женщины принимали самое непосредственное и активное участие в чуде, в каждом из описываемых случаев. Далее пишется о том, что женщина может зажечь ханукальные свечи вместо мужа, если он не находится дома.  

По мнению Рашбама, внука Раши, которое упоминается в Тосфот на ВТ Мегила 4, 1, на женщинах лежит обязанность ханукальных свечей, чтения Свитка Эстер и 4-х бокалов вина в Песах, потому что сами чудеса произошли благодаря им: в Пурим - благодаря Эстер, в Хануку благодаря Йудит, в Песах благодаря праведным женщинам поколения Исхода.

По мнению Рамбама, нет разницы между мужчинами и женщинами в том, что касается обязанности зажигания ханукальных свечей, подобно тому, как нет разницы в обязанности  чтения Свитка Эстер.  Расхождение во мнениях между комментаторами лишь в том, могут ли женщины исполнять эту заповедь  вместо мужчин  публично или только дома.

Примерно через 1100 лет после вышеприведенного мнения Талмуда, раби Йосеф Каро выносит свое галахическое постановление в ШУА (О.Х 575,3): «Женщина зажигает ханукальную свечу, поскольку эта обязанность лежит так же на ней».

К этому автор комментария «Маген Авраам» добавляет, что имеется в виду, что женщина может зажечь ханукальные свечи не только для себя, но и для всех своих домашних. Есть разница в обычаях между сефардами и ашкеназами относительно количества зажигаемых ханукиет, но разница в этих обычаях никак не влияет на право и\или обязанность женщины зажигать ханукальные свечи.

Я не хочу входить в галахические тонкости и обычаи, связанные с различиями между общинами (ашкеназы\сефарды) или разницей между замужними и незамужними женщинами. Даже там, где существуют различные мнения и практикуются разные обычаи, нет ни одного источника, который бы сомневался в праве и возможности женщины зажечь ханукальные свечи для других женщин. Это было настолько очевидно всем галахическим авторитетам, что вообще не подвергалось сомнению. Даже, когда галахические авторитеты прошлого считали, что женщина не должна зажигать самостоятельно, они это связывали с вопросами скромности и тем, что женщины действуют внутри дома, и не участвуют в общественной жизни. (Хатам Софер). Но в наше время статус женщин очень сильно изменился, и даже в харедимном обществе и сегодня уже никого не удивить тем, что женщины занимают достойное место во всех областях общественной и экономической жизни. Кроме того, женская часть Стены Плача практически полностью отделена от мужской, поэтому в данном случае не могла идти речь о каких либо нарушениях законов скромности.

По мнению председателя женской организации «Эмуна», http://www.emunah.org.il/Emunah_English  Лиоры Минка: «церемония зажигания ханукальных свечей на женской половине Стены Плача, это хорошая идея, хотя и не обязательная «это не противоречит галахе, а так же не является чем то спорным, подобно надеванию талита или публичным чтением Торы женщинами, и поэтому нет в этом никакой проблемы», «Мы не видим в зажигании свечей в женской части Стены Плача ни революции, ни разрушения устоев, и это так же не является прорывом в статусе женщин в Израиле. Это не более чем вопрос соблюдения заповеди. До тех пор, пока это не противоречит Галахе, мы за», заявила она новостному сайту «Кипа».

Я знаю, что среди участниц зажигания свечей у Стены Плача были женщины из организаций «Женщины Котеля» http://womenofthewall.org.il/, организации религиозных феминисток «Колех» http://www.kolech.org.il/?lang=en , возможно представительницы неортодоксальных течений иудаизма, активистки левых и антирелигиозных движений.  Важно не забывать, что, несмотря на все это, все эти женщины (или, по крайней мере, их большая часть) – кашерные еврейки, имеющие полное право, а по многим мнениям еще и обязанность зажигать ханукальные свечи.

Я охотно верю, что у рава Шмуэля Рабиновича, рава Стены Плача и других святых мест Израиля на них уже давно идеосинкразия, да и они немало попортили ему крови. Но в отличие от других требований этих организаций – публичное чтение Торы, трубление в Шофар или одевание талита или тфилин, в данном случае речь не идет о действии, подпадающем под  определение «оскорбление религиозных чувств общества».

Я предполагаю, что дома у рава Рабиновича, как и принято в приличных ашкеназских домах, женская часть его семьи зажигает ханукальные свечи наравне с мужчинами. К сожалению, рав Рабинович забыл, что он является госслужащим,  и поэтому с его стороны было серьезной ошибкой  разжигать понапрасну конфликт там, где с одной стороны есть элементы явной дискриминации женщин с одной стороны, а с другой стороны сам еврейский закон не только этого не запрещает, но и недвусмысленно стимулирует. Недаром наши мудрецы в поучениях отцов призывали: «Мудрецы, будьте осторожны в делах ваших».

Наши мудрецы вывели правило «То, что изначально делается в каких-то корыстных целях, все равно приводит раньше или позже к тому, что это начинают делать во имя Торы. Хочется надеяться,  что благодаря достаточно широкому освещению этого события в СМИ, какое то количество женщин, которые до сих пор не зажигали ханукальные свечи - стали это делать.

Ашер Рохбергер

Категория: Жизнь Общинная | Добавил: Yael (13.12.2015)
Просмотров: 613 | Теги: еврейский закон, Ханукальные свечи, женщины, стена плача | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [185]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [148]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон сука Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод