Пятница, 21.09.2018, 10:49
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Уроки Истории

Ашер Рохбергер "Евреи и египтяне: кто, кому и что должен?"

Евреи и египтяне: кто, кому и что должен?

Когда царь Шломо написал, что нет ничего нового под солнцем, он был прав. Иногда сегодня можно столкнуться с тем, с чем уже встречались наши мудрецы почти 2500 лет тому назад. Один из последних известных мне подобных случаев  имел место в 2014 году перед Песахом.  В СМИ появилась информация, которая на первый взгляд выглядит комично или анекдотично, при этом имеет прямое отношение к  приближающемуся празднику Песах. Причем эта информация  появилась еще до первого  апреля.

Некий египетский журналист Ахмад аль Гамаль по-видимому воодушевленный результатами межгосударственных соглашений между Израилем и Турции по поводу компенсации пострадавшим на корабле «Мармара» с одной стороны, и зная о бедственном экономическом положении Египта, с другой стороны, нашел оригинальный (по крайней мере по его мнению)  способ оздоровления египетской экономики  за счет евреев и Израиля.

Он написал статью, в которой обратился к властям Египта с предложением подать иск  против государства Израиль за ущерб, нанесенный Египту во время 10 казней и Исхода еврейского народа. «Мы хотим компенсацию за 10 казней, от которых пострадали наши предки в результате проклятий предков евреев. Наши предки не должны были платить за ошибки тогдашнего правителя Египта, которого Тора называет фараоном. Написанное в Торе доказывает, что фараон был тем, кто подавлял еврейский народ, а не сами египтяне. Однако евреи направили на нас саранчу, уничтожившую все сельское хозяйство, казнь кровью превратила воды Нила в кровь, так что никто не мог ими пользоваться долгое время, а так же другие казни, включая казнь первенцев». Статья на сайте (интернет издание газеты «Маарив»), опубликованная 30.03.2014 ссылается на авторскую статью этого египетского публициста.

 Журналист утверждает, что в течение 40 лет пребывания евреев в пустыне, они пользовались вещами, украденными у египтян. На нас он, правда, не останавливается и предлагает подать иски так же против французов за вторжение Наполеона, против  Англии за колониализм, а так же против Турции за захват Египта османской империей.

Можно конечно просто отмахнуться от подобных утверждений, и не воспринимать их серьезно. Например, относительно того, что евреи якобы ограбили египтян, давайте разберемся, что нам рассказывает недельная глава «Бо» в книге «Шемот». Творец передаёт через Моше повеление еврейскому народу, чтобы они «одолжили» серебряные и золотые вещи у их египетских соседей (Шемот 11,2). Раши объясняет, что Творец хотел, чтобы Моше удостоверился, что еврейский народ выйдет из Египта, обладая своей собственностью. Это было необходимо для того, чтобы полностью исполнилось обещание Творца, данное нашему праотцу Аврааму, не только о том, что его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут угнетаемы 400 лет, но и выйдут с большим богатством (Брейшит 15, 13-14). «И сказал Он Авраму: Знай же, знай, что чужанином будет потомство твое на земле, не им (принадлежащей), и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет. И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду я, а затем они выйдут с большим имуществом».

Возникает вопрос, почему праотцу Аврааму было важно, что его потомки выйдут из Египта с большим количеством имущества? Более того, почему Творец велит Моше сказать еврейскому народу попросить золотые и серебряные вещи, когда понятно, что у евреев нет, и не было намерения их возвратить? Аризаль объясняет, что евреи должны были вынести из Египта все искры святости, которые там были.  Другими словами, они должны были взять с собой все те положительные вещи, которые получили в Египте. Речь тут идет и о тех уроках, которые они должны были выучить, находясь в рабстве и о тех положительных вещах, которые они могли выучить у окружающего их египетского общества.

Что же представляют   собой эти искры святости,  и для чего Творец открыл Аврааму, что его потомки будут в изгнании?

По мнению бывшего главного сефардского раввина  Шломо Амара, Творец показывает нашему праотцу Аврааму рабство в Египте, чтобы он знал, что его потомки будут тем народом, который был избран Творцом, изначально. Аризаль пишет в книге «Шаар аКаванот»- раздел о Песахе, что основная цель спуска в Египет была - собирание искр святости попавших туда, еще во время первого человека (ВТ Ирувин 18.2 , Зоар на главу Брейшит 19, 2) . Для этого было необходимо спуститься в Египет и дойти до их источника в материальном - глины, кирпичей или  работы  в поле. На это был способен лишь народ, которому это было изначально предназначено Творцом, и он был выбран им среди других народов.

Следствием проступка первого человека было нарушение совершенства мироздания на всех его уровнях. Поэтому было необходимо, чтобы искры святости оказались  разбросаны во всех 4 частях света среди 70 народов, и каждый из них взял свою часть. У искр святости нет  возможности подняться самим, а только при помощи еврейского народа, исполняющего заповеди и обращающегося в молитве к Творцу.  Еврейский народ  удостоился поднять все до единой искры святости, находившиеся в Египте.  Особенностью освобождения из египетского рабства, в отличие  от других изгнаний, было то, что оно было полным.

Известно, что в Египте находились 202 искры святости из 288. Оставшиеся 86 мы продолжаем поднимать до сегодняшнего дня.  Есть мнение, что искры, о которых идет речь в Египте, это души геров, как написано в «Сефер аГильгулим»

Египет того времени был культурным центром тогдашней цивилизации. Поэтому Творец  хотел удостовериться, что евреи возьмут с собой эти положительные ценности, но при этом  евреи должны были знать, что эти ценности не являются исконно принадлежащими иудаизму.

Относительно же вопросов о компенсации, нам нужно вернуться во времена  Александра Македонского в начало эпохи эллинизма, и вспомнить о споре, который проходил между тогдашними  египтянами (между которыми и между вышеуказанным журналистом нет ничего общего)  и человеком по имени Гавиа бен Пасиса, еврейским мудрецом, жившим в поколении Шимона аЦадика. В книге «Седер аДорот» (лист 216)  он упоминается, как один из коэнов, охранявших Второй Храм (в одном из трех мест, которое охранялось коэнами, а не левитами)  Спор проходил в месяце сиван, а победа над египтянами была в 25 день этого месяца. Она была столь важна для мудрецов того поколения, что было принято решение вести эту дату, 25 сивана в апокриф под названием Мегилат Таанит (часть 3) - сборник, в котором были указанны даты, в которые не постятся, т.е. они были некими полу праздничными днями.  Рассказ об этом можно встретить так же в трактате ВТ Санхедрин 91,1 и в сборнике мидрашей Брейшит Раба, раздел 61.

Как же удалось Гавие бен Пасиса победить в споре с египтянами и убедить Александра Македонского, в том, что их требования, это навет. Ответ на это  дает нам мидраш, который рассматривает описываемую ситуацию по еще одним углом. Его источник ВТ Трактат Санхедрин 91,1.

Сказали египтяне: «написано у евреев в Торе (Шемот 12: 36) что благодаря Всевышнему, египтяне одолжили евреям золотые и серебряные сосуды. Теперь мы требуем, чтобы вы нам вернули это серебро и золото.

Сказал Гавия Бен Пасиса мудрецам: « Позвольте мне выступить  против них перед Александром.  Если они победят меня, скажете им: «Вы победили самого простого из нас». А если я смогу победить их, то скажете, что Тора победила вас. Мудрецы разрешили ему идти и выступать на суде.

Спросил он египтян: «Откуда вы приводите  ваши доводы?». Ответили ему: «Из Торы». Сказал он: «Тогда я тоже приведу Вам свидетельство только лишь из Торы, как сказано (Шемот 12, 40): «Сыны Израиля, которые сидели в  Египте 30 лет и 400 лет». Дайте нам плату 600000 рабов, которых вы эксплуатировали в Египте 430 лет.

Александр Македонский велел египтянам ответить на это требование, и они попросили дать им три дня. Он дал им это время, но они так и не смогли найти ответ.

Мудрецы высоко ценили Гавиа бен Пасису и утверждали, что это о нем сказано в притчах царя Шломо (23, 25) «Возрадуются отец твой и мать твоя, и будет радоваться родившая тебя».

А чему могут научить эти события наши поколение? И сегодня есть много вещей в науке, культуре, технологии и других областях нашей жизни, которые сами по себе нейтральны. Они  могут приобретать как положительные, так и отрицательные стороны, в зависимости от того, в чьих руках они окажутся. Недаром еще мудрецы Талмуда говорили, «верь в то, что есть мудрость у других народов».

К сожалению, мы нередко сталкиваемся сегодня с тем, что в некоторых религиозных кругах пытаются полностью игнорировать те или иные вещи и бегут от них, как черт от ладана, забывая, что Творец проявляется во всем, как сказано «Во всех твоих путях познавай его» (Мишлей  3,5). Поэтому наша задача - продолжать выбирать те искры святости, которые разбросаны везде.

Я думаю, что если продолжить развивать эту тему, то как раз мы могли бы подать иск против Египта. Ведь известно, что из-за упрямства фараона, Творец продемонстрировал египтянам (и евреям) 10 казней. Мы так же знаем, что из Египта вышла только 1\5 часть  народа,  а 80% погибли во время казни Тьмой. Из Египта вышло около 2-ух миллионов  людей (600000 взрослых мужчин + женщины и дети). Это значит, что погибло около 8 миллионов. Может быть,  египтяне согласятся заплатить нам компенсацию за всех этих людей, а так же за всех новорожденных мальчиков, утопленных в Ниле? Чем Египет хуже Германии?! Да  и недвижимости  мы там оставили немало  -  нужно сделать реституцию с привязкой к индексу цен и инфляции за последние почти  3500 лет. Интересно, что по этому поводу думает Ахмад аль Гамаль. Правительство Египта, по крайней мере, не выразило особого воодушевления его предложениям. У них более существенных проблем пруд пруди.

В этом вопросе есть еще один аспект, которого стоит коснуться, и связан он с запретом грабежа не евреев.  ВТ Баба Кама, 113 приводит мнение рабби Акивы, по которому запрещено грабить не евреев. Это мнение рабби Акивы стало галахой и его приводит Рамбам в Законах о Запрете Воровства и Возврате Потерянного (1, 1-2): «…каждый грабящий своего ближнего на сумму равную стоимости пруты (в наше время 5 агорот) нарушает запрет …даже если пострадавший от этого не еврей- идолопоклонник,  запрещено его грабить или обманывать, а если совершил такое, то обязан вернуть. Рамбам упоминает это так же в Законах о Запрете Воровства (1,1). Это мнение Рамбама приводится в Шульхан Арух (Хошен Мишпат 348, 2; 359,1). При этом, там подчеркивается, что грабеж не еврея еще более отвратителен, чем грабеж еврея, т.к. при этом помимо самого грабежа, происходит так же осквернение имени Творца (базируясь на Тосефте, на трактате Мишны Баба Кама 10-15).

Как же это сочетается с тем, что произошло при выходе из Египта? Во-первых, это было сделано по прямому указанию Творца и рассматривается как временное повеление. Во- вторых, все, что происходило до Синайского откровения, если оно не было установлено там, как галаха, не является таковой в наши дни.

Ашер Рохбергер

Категория: Уроки Истории | Добавил: Yael (03.04.2014)
Просмотров: 676 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
О стакане наполовину пустом/полном Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [183]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [147]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим пост 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод