Счёт Омера и разрыв моря Суф
«И считайте себе со следующего за праздником дня
от дня принесения вами Омера семь недель полных»
Ваикра, 23:15
Неразрывность связи между Исходом и Дарованием Торы самоочевидна. Ведь свобода – это свобода самореализации, и оттого Исход – лишь начало процесса обретения Всевышнего. Но значение счёта омера выходит далеко за рамки элементарной связи Песаха и Шавуот.
Горсть ячменя, приносимая коэну на следующий после Песаха день, символизировала начало того пути длиной в неделю недель, который Аризаль определил как воспитание. Раскрытие Всевышнего в Лель ґа-Седер открыло евреям главное – размеры (мидот) проявления качеств Создателя в Его мире. А поскольку в духовном мире нет физических расстояний, и эту роль (определение близости и далёкости) выполняет сходство или (не дай Бог) противоположность качествам Творца, то Путь омера был вполне определён.
Этот путь пролегал от вознесения горсти вполне животного ячменя (сырого и оттого годящегося в пищу разве что скоту) до удивительнейшего хлебного дара – двух пышных хал из нового урожая пшеницы, приносимых в Храм в праздник Дарования Торы. То самое квасное, бывшее предметом строгого преследования в Песах, становится высочайшей наградой-результатом в Шавуот.
Хлеб (а также вино) – есть символ лишь человеку присущей пищи. Ведь оба они в процессе приготовления проходят стадию брожения – окисления – порчи. (Для не впечатлившихся – рекомендация: посетите винный погреб во время брожения молодого вина – запах и внешний вид не оставят вас равнодушным.) Лишь человек (а не скот) способен пережить зло и дождаться всепобеждающего Добра!
Путь от отказа (от квасного) до принятия (хлеб – символ нашего соединения с Творцом, основа пищи – соединяющей душу с телом) Торы. От уровня животного – через огранку собственных качеств в соответствии с Показанным в ночь Исхода и в разрыве нижних вод предельного (суф) моря – до немыслимой близости к Создателю, – таков Путь еврея («проходящего», от «лаавор» - «проходить») в этом мире.
Первая неделя счёта вся целиком отдана первой «сфире» – «хэседу» (самоотдаче), и потому завершается уничтожением преграды (нижних вод) между человеком и его Творцом. Отсюда удивительно точное поименование – разрыв!
В качестве морали – удивительно простое замечание: нет плохих качеств (мидот) – есть лишь неправильные размеры (то же самое слово на иврите – мидот)!
И пожелаем себе, чтобы наша скупость обернулась бережливостью, гневливость – неравнодушием, а гордыня (!) – защитой от йецер ґа-ра: «Как я, достойный всяческого уважения еврей, опущусь до низости? Никогда!!!» |