Пятница, 17.08.2018, 18:41
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

О шаббате. Законы тридцати девяти работ: в каких случаях нарушается запрет?
О шаббате

Законы тридцати девяти работ: в каких случаях нарушается запрет?

1. Повелел наш Создатель, чтобы мы не выполняли работу в Шабат. Однако то, что называется «работой», определяется не в соответствии с нашим ограниченным пониманием. Ведь тот, кто целый день передвигает мебель в своем доме, не подлежит наказанию, а тот, кто выносит иглу из «частного владения» (решут а-яхид) во «владение многих» (решут а-рабим), ответственен по закону Торы.
Было сообщено Моше на горе Синай, что «работами» (мелахот) называются все действия, которые были необходимы при возведении Мишкана. А те действия, которые подобны основным «работам», но не совершались при возведении Мишкана, называются «производными» (толдот). Они тоже запрещены законом Торы, и тот, кто их совершил, несет за это ответственность, как и за выполнение основных работ (авот мелахот).

2. Все работы от «сеять» (зореа) до «выпекать» (офе) – всего одиннадцать – они выполнялись для изготовления красителей, которыми красили полотнища Мишкана.
Работы, связанные с производством шерсти, ткачеством и шитьем, совершались для изготовления полотнищ – и их тринадцать: от работы «стричь шерсть» (гозез) до «рвать» (кореа).
Работ, связанных с выделкой кожи для покрывал Мишкана, которые производились из козьих и тахашевых шкур, – их семь: от «охотиться» (цад) до «разрезать» (мехатех)».

3. Работа «писать» (котев) совершалась при обозначении столбов Мишкана, чтобы знать, какие из них пар-ные. Но иногда допускались ошибки, и тогда необходимо было «стирать написанное» (мохек) – и это две са-мостоятельные работы.
Работы «строить» (боне) и «разрушать» (сотер) производились при установке и разборке самого Мишкана.

4. Работы «тушить» (мехабе) и «разжигать» (мавъир) совершались, чтобы получить угли для выплавки золота. А работа «удар молотком» (маке бе-патиш) производилась в момент завершения производства золотой пла-стины, когда ударами молотка ее выравнивали.
Перенесения из частного владения во владение многих совершались при доставке материалов, пожертвованных для строительства Мишкана.
Итак, основных работ (авот мелахот), запрещенных в Шабат, – всего тридцать девять.

5. Совершающий одну из работ с умыслом – если там были свидетели, и прозвучало предостережение, – по приговору суда подлежит побиению камнями (скила). А совершивший работу с умыслом, но без предвари-тельного предостережения, подлежит каре «отсечение души» (карет). Совершивший работу неумышленно должен принести грехоочистительную жертву (хатат).

Мудрецы запретили множество действий в качестве «ограждений закона», чтобы человек не дошел до нарушения запретов Торы. Так, например, по закону Торы человек подлежит ответственности, только если он сам выполнил всю «работу», но двое, выполнившие вместе одну работу, от наказания освобождены, при условии, что каждый из них по отдельности может выполнить всю работу без помощи другого. Но если это не так – на-пример, они выносят из «частного владения» во «владение многих» тяжелое бревно, которое каждый из них по отдельности поднять не может, – они оба подлежат наказанию по закону Торы (Хаей Адам, Илхот Шабат, 9:9).

И даже если человек, обладающий большой физической силой, принял участие в выполнении работы таким способом, которым он один не смог бы ее выполнить, – например, одним пальцем, – он также ответственен по закону Торы (Мишна Брура, 316:5, Беур Алаха, «Эйн эхад»). Мудрецы же запретили выполнение и «легкой» ра-боты вдвоем. Также, согласно закону Торы, человек не подлежит ответственности до тех пор, пока не выполнит работу тем способом, каким ее принято выполнять, – например, вынесет какой-либо предмет из «частного вла-дения» во «владение многих» в руке, правой или левой, или за пазухой, или на плече. Но если он выполнит ра-боту необычным образом – например, вынесет предмет на ноге и т.п., он от наказания освобожден. Однако мудрецами и это запрещено.

6. Человек, совершивший в Шабат запрещенную работу, ответственен за это только в том случае, если он действительно имел в виду ее совершить. Но если у него не было такого намерения, он свободен от ответственности – кроме тех случаев, когда имеет место «псик рейша» (буквально: «отсечение головы»). Подразумевается следующее: как невозможно отсечь петуху голову и оставить его в живых, так невозможно произвести данное действие, не совершив запрещенной в Шабат работы; человек, совершивший подобное действие, ответственен по закону Торы, при условии, что неминуемый «запрещенный» результат этого действия ему вы-годен (псик рейша де-ниха лей). А если он не заинтересован в этом результате, то, по мнению большинства законоучителей, это запрет мудрецов (Хаей Адам, Илхот Шабат, 9:6).
Из книги «Зихру Торат Моше».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДУША

«Авот» и «толдот».

Сразу же после того, как Всевышний повелел Моше построить Мишкан – переносной Храм в Синайской пустыне, Он также сказал: «Но Шабаты Мои храните, ибо это – знак между Мной и вами для всех ваших поколений…» (Шмот, 31:13). Раши толкует это так: «Несмотря на то, что Я поручил тебе возведение Мишкана, пусть тебе не придет в голову нарушить Шабат из-за этой работы».

И затем, когда Моше собрал весь народ, чтобы передать ему заповедь о возведении Мишкана, он сначала сказал: «Шесть дней совершайте работу, а седьмой день будет вам святыней…» (там же 35:2), – и лишь затем сообщил конкретные повеления, связанные со строительством.
Согласно устной традиции, в Шабат запрещены именно те 39 видов работ, которые выполнялись при возведении Мишкана, а также все подобные им работы. Эти 39 видов работ называются «авот мелахот» («основные работы»; буквально: «отцы работ»), и они служат прообразами для подобных им работ, которые назы-вают «толдот» («производные») (Шабат, 49б; Бава Кама, 2а-б).

Подобие между «авот» и «толдот» может проявляться либо в цели выполняемой работы, либо в способе ее выполнения. Например, «полив» (ашкаа) является производной работой от основной работы «сеять» (зо-реа), так как и то, и другое способствует росту растения (Рамбам, Шабат, 8:2). А измельчение овощей является производной работой от основной «молоть» (тохен), так как при обеих этих работах целый продукт измельчается на многочисленные мелкие части (там же, 8:15).

С точки зрения запрета между «авот» и «толдот» не существует никакой разницы: все эти работы в равной мере запрещены Торой, и за совершение производной работы нарушитель ответственен в той же мере, как и за совершение основной – он карается смертной казнью или каретом (Рамбам, Шабат, 7:7). Единственное практическое различие заключается в следующем: если человек неумышленно сделал две основные работы в один Шабат (или две производные, относящиеся к двум основным), он обязан принести две грехочистительные жертвы, но если он неумышленно выполнил основную работу и еще одну работу, производную от нее, – он приносит всего одну жертву (там же, 7:8).

Тридцать девять основных работ.

Перечень этих 39 основных работ приведен в мишне трактата Шабат (7:2). Эти работы принято разделять на четыре группы – в зависимости от их назначения при изготовлении Мишкана (Хаей Адам, 9:1).
Первая группа связана с покраской полотнищ Мишкана, ведь сказано: «…и голубую шерсть, и багряницу, и червленицу» (Шмот, 25:4). И это – весь цикл выращивания растений, из которых изготовляют красители, – от разрыхления почвы для посадки растений до вываривания из них красящего вещества.

Вторая группа – это работы, связанные с изготовлением самих полотнищ, как сказано: «А каждая женщина, мудрая сердцем, спряла своими руками – и принесли пряжу…» (там же, 35:25). И это – весь цикл изготовления ткани, от стрижки шерсти до шитья.
Третья группа включает в себя работы по изготовлению кожаных покрытий Мишкана, как сказано: «И сделай покрывало из окрашенных в красный цвет бараньих шкур… а сверху – покрывало из шкур тахашей» (там же, 26:14). «Тахашем» в Торе называется животное, которое существовало в тот период, а затем вымерло (Шабат, 28б; Раши на Шмот, 25:5). Этот цикл работ начинается с поимки животного и заканчивается разрезанием готовой кожи.

Наконец, последнюю группу составляют работы, связанные с изготовлением деревянных и металлических частей Мишкана, а также с его установкой и разборкой. Так, например, сказано: «Все приношения, которые приносили сыны Израиля для выполнения священной работы…» (Шмот, 36:3), – и это перенос материалов, необходимых для изготовления Мишкана, из семейных шатров на улицу стана, а затем – в общие шатры для хранения.

И также сказано: «И сто кикаров серебра на отлитие подножий…» (там же, 38:27), а ведь отливали металл с использованием огня, – и это работы «разжигать (огонь)» и «тушить». И еще написано: «И воздвиг Моше ша-тер» (там же 40:18) – это работа «строить».
А в Мишне разъяснено, что когда Мишкан разбирали, на столбах обозначали их порядковый номер, а в случае ошибки надпись стирали (Шабат, 12:3), – и это работы «писать» и «стирать (написанное)».

«Отсечение души».

Тот, кто совершил одну из запрещенных в Шабат работ, – «хаяв» (т.е. ответственен по закону Торы). Так, если два свидетеля предварительно предупредили его, что действие, которое он собирается совершить, запрещено Торой и наказывается смертной казнью, – а он, тем не менее, это действие умышленно совершил, то суд, уполномоченный для рассмотрения подобных дел, может приговорить его к побиению камнями (скила) (Рамбам, Шабат, 1:1).

А если свидетелей, сделавших предварительное предупреждение, не было, нарушитель закона Торы карается «от рук Небес», и эта кара называется «карет» («отсечение души»), как сказано: «Душа каждого, кто работает (в Шабат), будет отсечена от своего народа» (Шмот, 31:14; Рамбам, Шабат, 1:1).

Комментаторы поясняют, что при этой казни душа человека «отсекается» от жизни в Грядущем мире (Рам-бам, Тшува, 8:5; Мишна Брура, 257:49), – после смерти «души, наказанные каретом, сначала спускаются в Геи-ном и караются там в течение двенадцати месяцев… а затем сжигаются» (Рамбан, Шаар а-Гмуль, 64).

Эта кара может выразиться и в том, что человек остается бездетным, а если у него есть дети, то они умирают в раннем возрасте (Ваикра, 20:20; Йевамот, 55а, Раши). И также карет укорачивает жизнь согрешившего, и он не доживает до шестидесяти лет (Моэд Катан, 28а).

Тот, кто совершил запрещенную из Торы работу неумышленно – например, не зная, что она запрещена, или не зная, что уже Шабат, – «хаяв хатат» (т.е. обязан искупить свое прегрешение грехоочистительной жертвой) (Рамбам, Шгагот, 1:1).
Ну, а если нарушитель преступил запрет мудрецов, не нарушив при этом законов Торы, он «патур» – т.е. освобожден от наказания по закону Торы, но суд может назначить ему наказание плетьми (макат мардут).
В период, когда нет Храма и не существует суда, который мог бы вынести смертный приговор, единственным наказанием за умышленное совершение запрещенной Торой работы остается «карет».

Тот же, кто совершил запрещенную из Торы работу неумышленно, не может искупить свое прегрешение грехоочистительной жертвой – единственным путем искупления становится тшува (раскаяние).
Основой тшувы является твердое решение «оставить свой грех… и более так не поступать» (Рамбам, Тшува, 2:2). Полная и искренняя тшува искупает любые прегрешения – в том числе и те, которые наказываются каретом (там же, 1:3).

И человеку, совершившему тшуву, следует принять на себя обязательство углубленно изучать законы Шабата, чтобы более не оступиться и не нарушить их, – и тогда его искупление будет полным и совершенным.


Комментарий рава Александра Каца на книгу рава А. Данцига «Зихру Торат Моше», издательство «Тора лишма».
Опубликовано в журнале "Беерот Ицхак", номер 11
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (13.06.2013)
Просмотров: 1070 | Теги: запрещенные работы, законы шабата, Тора, Шабат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
О стакане наполовину пустом/полном Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [180]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [147]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим пост 9 ава Суккот Ваера кабала Тора мицвот недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 жизнь добро и зло Гилель харьков москва недельные главы Лод