Вторник, 26.01.2021, 18:14
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитк "Путешествие по недельным главам" "Бе-решит" Дополнения. "Временная (пространственная) слабость"
Временная (пространственная) слабость

И остался Яаков один, и боролся
с ним некто до утренней зари.
И увидел, что не способен [одолеть]
 его [Яакова], и тронул бедро его и
 вывихнулось бедро Яакова в борьбе с тем…
Потому-то и не едят сыны Израиля
 гид-hанаше до сегодняшнего дня,
 ибо поразил тот гид-hанаше Яакова.
 Бе-решит 32:25,26,33
    Я думаю, не одно поколение знакомящихся с содержанием Пятикнижия было заинтриговано: жилу из самой лучшей, задней части, которую евреи, презрев иррациональность запрета, не едят. В тех местах, где в общине не было менакера (так называют у евреев специалиста, умеющего находить и вытаскивать данное запретное сухожилие) гои знали, что лучшую филейную часть можно недорого купить у евреев. Её, не умея избавиться от запретной жилы, продавали всю целиком неевреям (так было, например, в Москве, во второй половине 70-х).
    Мы попробуем с вами подступиться к «гид hанаше» с помощью комментариев рава Шимшона Рефаэля hирша и рава Моше Шапиро, а также (излишне упоминать) моего ребе Моше Франка. Начнём с объяснения последним термина «акев» – עקב – «пятка». Та самая, уязвлённая, про которую сказано: «Они [люди] будут размозжать вам [змеям] голову, а вы будете язвить им пяту» (Бе-решит, 3:15). Идиома «с головы до пят» позволяет ориентировать голову как самое высокое в человеке, а пятки – как самое низкое. К тому же, пяту обтягивает самая грубая, нечувствительная кожа, и с них же, с пяток, начинается падение всего тела.
   Образный ряд в данном случае самоочевиден. Наша невосприимчивость (грубость восприятия) – самое суть человеческой слабости – место укуса Змея! Всеобъемлющесть (на материальном уровне) картины реальности, созданной нашим мозгом во всеоружии чувств, прямо противопоставлена бесчувственности пяток.
   «Но, – возразите вы, – а добывание смеха вручную?». Действительно, щекотка – несомненная прерогатива именно этой самой униженной части организма. Об этой особенности пяток мы поговорим в заключительной части этого комментария. А пока вернёмся к стройности предыдущего ряда ассоциаций.
  Имя нашего праотца в основе своей имеет именно «акев» – עקב. О его значении «извилистость» мы уже говорили, а пятка (другое значение) в соединении с буквой «йуд» (её числовое значение 10, и она – очевидный символ совершенства) позволяет увидеть в имени יעקב («йуд-акев») совершенство третьего из праотцев, абсолютную власть его головы над всем телом, до самых пят.
   Теперь попробуем разобраться с «хромотой» Яакова: «И засияло ему солнце, когда он проходил Пнуэль, хромая на бедро» (Бе-решит, 32:32). Она прямо связана с дорогой, ведь в место назначения: «И пришёл Яаков совершенным в город Шхем» – наш праотец, это специально подчёркивают мудрецы, приходит без изъянов. Если воспользоваться весьма странной мотивировкой «борца»: «И увидел, что неспособен… и тронул его бедро», то можно заключить, что наши ненавистники, несмотря на окончательность своего поражения, смогут, тем не менее (а точнее из-за, ведь ничего более им не дано!) осложнить и сделать весьма болезненным наш Путь (ногами, ведь из Египта вышли шестьдесят «рибо раглим» – пешеходов!) к цели.
    «Хромота на бедро» как и «язвить в пяту», говорят о временной (до дней Машиаха) слабости Израиля. И «гид-hанашэ», который мы не едим до сегодняшнего дня, есть постоянное напоминание о ней.
  Рав hирш, объясняя значение слова «нашэ», говорит, во-первых, о термине «ношэ» – «נושה», означающем «заимодавец», мало ассоциируемом, на первый взгляд, со слабостью. Но только на первый. Если вспомнить исторически вынужденную средневековую еврейскую профессию – ростовщик, то всё сразу станет на свои места.
   Любой аристократ мог наглеца-еврея, имеющего * Наличие цехов во всех остальных отраслях позволило европейским ремесленникам, врачам, менялам, аптекарям и ювелирам выбросить евреев-конкурентов из всех профессий, кроме ростовщической. безрассудную претензию на возвращение ссуды, велеть высечь, выкинуть, посадить на цепь. Вспомните многократное изгнание евреев из Англии, и других европейских стран, и всякий раз с непременным "прощением” всех взятых у евреев ссуд. Ничего подобного нельзя было себе вообразить с ростовщиками-итальянцами, хотя те ссужали под проценты намного большие.
    (Преуспеть в подобной ситуации могли лишь сыновья Яакова, получившие благодаря нашей маме Ривке на редкость материальное благословение, данное Всевышним через Ицхака. Имя этому вытребованному Ривкой благословению – еврейская удачливость. Согласитесь, что чем бы евреи не занимались – от ювелирного или сапожного мастерства и до литературы и ядерной физики – мы всегда были на редкость удачливы!)
   Итак, давший взаймы – это тот, кто имеет лишь в потенциале, а на текущий момент – неимущий! Ещё интереснее сравнение «нашэ» с множественным числом «нашим» – женщины. Нам ещё предстоит (в недельной главе «Ваехи») обнаружить бесспорное преимущество женщины перед мужчиной. Но именно её очевидное превосходство внутри оборачивается не менее очевидной слабостью снаружи! На иврите тривиально-непритязательное «домохозяйка» – «акерет-hабайт» – оборачивается (по словам раби Акивы) – икар hабайт – сутью, главным в доме. Но если соединение мужчин даёт в результате миньян, или, на худой конец, армию, то соединение женщин не даёт ничего. Каждая из них – это целый дом, целая семья, и потому, в силу своей целостности, женщины несоединимы!
   И множественное число – есть ярко выраженная слабость женского пола. Соединяя эти два значения, приходит рав hирш к выводу о смысле наименования сухожилия – «нашэ». Его значение – слабость во всём внешнем, сугубо материальном. Всём том, что отдано во времени (до поры) и в пространстве (пока Израиль не обретёт себя в естественных границах от Нила до Эфрата) врагоненавистникам сыновей Израиля.
  А теперь, как и было обещано, «о щекотке». Наше поколение заслужило у мудрецов звание «иквэ дэ мэшихэ» - «пятки Машиаха». Наряду с завершающим круг всех поколений, наше поколение также и самое низкое! Низость «поколения пяток», по словам рава Моше Шапиро, выражается в двух вещах – бесчувственности и готовности насмехаться над… Истиной. Вполне бессмысленно насмехаться, как и положено, при смехе, добываемом вручную – щекоткой!
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (14.11.2013)
Просмотров: 1119 | Теги: евреи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2021
Мысли вслух
Как может человек, ограниченный всегда и во всем, "рассчитывать" на безграничное воздаяние? Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik_iudaizm
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [41]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [231]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава элуль Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка душа Иерусалимский зоопарк евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах сука Ноах еврейский Свобода Реинкарнация киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод