Затихающий звук молитв (Мархешван)
Мудрецы, определяя суть восьмого месяца, назвали его мархешван, что в переводе с арамейского означает шепчущий, т.е. месяц, где еще слышны (хотя и едва) слова молитв тишрея. Очевидно, что строгая торжественность Рош ґаШана, плач Йом Кипура и радость Сукот, еще где-то совсем рядом. Сделаем ощутимее их близость, вспомнив слова из молитвы Головы года.
«И узнает всякий задействованный, что Ты его задействовал, и всякий сформированный, что Ты его сформировал – ва йида коль пауль шеата паальто, ве коль йецур шеата яцарто».
Конечно же, созидание предшествует использованию созданного, и потому вопрос – что мудрецы имели в виду, поменяв естественный порядок? Объясняет Савраньский ребе, что молитва в данном случае подчеркивает заданность параметров нашего бытия. Весьма часто у человека появляются мысли типа: «как было бы здорово, если бы я родился в семье Ротшильдов». Слова молитвы подчеркивают – именно задачи, которые мы пришли решать в этом мире, определяют форму нашего задействования.
Еще одно объяснение Савраньского ребе связано со словами той же молитвы:
«И возвысится Вс-вышний Воинств в суде и Вс-сильный выделится выделением цдаки – ґашем цваот игба ба мишпат веґаэль ґакадош никдаш бицдака». Образ возвышения Творца в суде расшифровывается как далекость Создателя, Его нежелание вдаваться в подробности наших преступлений. Наоборот, Его выделенность создается нашим исполнением мицвот – воцаряя на Земле справедливость (цдаку), мы тем самым добавляем кдуша к Его имени. |