«В это время»
Как известно, Ханука и Пурим характерны благословением «который сделал чудеса нашим отцам в те дни, в это время». Это благословение не читается в праздники, хотя и они были «не обижены» чудесами, вспомните, хотя бы Седьмой день Песаха. Отчего, спрашивает раби Лейви-Ицхак из Бердичева, и отвечает. Смысл сказанного мудрецами «в это время» - внутри этого мира, внутри его природных ограничений. И в Пурим, и в Хануку произошли чудеса несомненные для нас, а для них?!
Не только победа над греками, но и чудо масла не были нарушением законов природы. И лучшее тому свидетельство слова мудрецов: «и зажгли свечи во дворах Святости Твоей». Но ведь Менора стояла внутри Храма?! Объясняет Савраньский ребе со ссылкой на Гмару (Трактат «Йома»), что хлеб, помещавшийся на золотом столе, когда его меняли в Шабат, был выносим коґанами на всеобщее обозрение вовне ґейхаля. Они демонстрировали находящимся в трех дворах Храма его абсолютную свежесть – над лехем ґапаним поднимался пар, он был, как только что из печи!
Совершенно так же поступали коґены с Менорой. Все восемь дней чуда ее выносили на всеобщее обозрение, стоявших во дворах Храма – демонстрировали неуменьшающееся количество масла в светильниках Семисвечника. Потому и сказано о зажигании (видении) – «во дворах Святости Твоей». То есть чудо нуждалось в демонстрации.
Дополнительная характеристика Хануки и Пурима – чудо было связано с женским началом – Эстер бат Авихайль и Йегудит бат Мататияґу – подчеркивают не надмирность чуда! |