Три ночных стражи
Три стражи
|
Три плоскости Бытия
|
Три измерения мироздания
|
Уровни праотцев
|
Три периода истории
|
Осел хрипит
|
Поступок
|
Место
Авраам
заклание
|
высота
|
Многобожие
материальность
|
Собаки кричат
|
Эмоция
|
Время
Ицхак
благословение
|
ширина
|
Религиозность
|
Младенец сосет материнскую грудь, и жена рассказывает мужу
|
Разум
|
Личность Яаков
|
Дом семейные проблемы
|
Духовность
|
В самом начале, на втором листе записанной части Устной Торы (Трактат «Брахот», 3:1) мудрецы обсуждают деление ночи на части:
«Раби Элиезер говорит: «из трех страж состоит ночь… первая стража – осел хрипит, вторая – собаки воют, третья – младенец сосет материнскую грудь, и жена рассказывает с мужем»».
Один из смыслов данного мидраша – объяснение механизма задействования идеи Галута в нашем бренном мире. В данной статье мы не станем обсуждать эту идею подробно, поскольку не раз уже это делали. Удовлетворимся кратким: идея Галута – это уменьшенный до размера мира Асия Замысел Творения. Творение подразумевает сокрытие (олям-мир-скрывающий) Причины всех Причин ради возможности реализации через свободу выбора Партнерских функций человека. И Галут, позволяющий существование не только общечеловеческого вопроса: «есть ли Б-г?», но и более конкретного: «есть ли Вс-вышний вблизи (внутри) нас, а если нет?!» (Шмот, 17:7), осуществляет Замысел Творения.
Если мы распознаем в ночи Галут, то ее деление на три стражи – это разделение Галута на три исторических эпохи. Интересно, что чисто эмпирически современные адепты человеческой культуры делят историческое развитие на три периода: период Закона (Ветхий Завет), период Любви (Новый Завет) и период Творчества. Не замечая, как и следует людям, что речь идет о периодах главенства разума, эмоции и действий (технологии). Понятно, что градация этих эпох по временной шкале – прошлое, настоящее, будущее. Но начнем по порядку, с «хрипа хамора-осла».
Естественно, что первое «движение» человечества – это попытка осознания (бина) себя и мира. Рациональный (материальный) подход характеризует первую эпоху духовного развития людей. «Хрип осла» (осел-хамор-хомер-материя) символизирует ослиное упрямство, с которым люди отстаивали материальные ценности в качестве главного эквивалента человеческой жизни. На втором этапе разобщенность человечества (прямое следствие разумного распределения материальных средств) попробовали соединить клеем эмоций под лозунгом: «Б-г – это любовь!»
Древний и Новый периоды Истории завершаются Мировыми войнами.
Вой собак расшифровывается через ключевое равенство Амалек = Келев (собака). Сверхэмоциональность реакции – собачий вой иллюстрирует эпоху религиозных войн против Израиля (Истины). Крайняя эмоция – ненависть, равно как и прежняя рациональность «вещизма» направлены против Торы и ее ценностей, а потому в древнем (Вавилон, Персия, Греция) и современном (Западная цивилизация) мире их главный адресат – Израиль.
Но понятно, что нас, естественно, интересуют предутренние часы – будущее. Что символизируют образы младенца, сосущего материнскую грудь и жены, рассказывающей с мужем? Распознавание этих образов не сложно. Первый из них расшифровывает РаШИ, комментируя «Шир ґаШирим» (4:5). По его мнению, речь идет об Израиле, изучающем Тору. Но как могут евреи, «сосущие материнское молоко» Традиции, быть характерной особенностью эпохи?! Ведь, чтоб не сглазить, они Ее всегда учили? Или нет? Ответ одесский – или.
Дело в том, что около 100-150 лет назад количество изучающих Тору евреев стало стремительно сокращаться. И я не побоюсь сказать – даже стремиться к нулю. Потому-то последние 50 лет вопиющи – вы не поверите, но евреи вновь стали учиться своему, а не чужому.
Но, что еще интересней, у предутренних часов две характеристики. Казалось бы, столь незначительный временной промежуток – не тысячелетия, а пол столетия, а вот поди ж ты!
Кстати, этот факт комфортно укладывается в несогласие мудрецов с раби Элиэзером. По их мнению (его отстаивает раби Йеґуда ґаНаси против рава Натана), ночь делится на четыре стражи. И если мы наложим это несогласие и две характеристики на последнюю эпоху – эпоху Яакова, то получим в результате, что время перед восходом солнца Машиаха делится на две части. И наше возвращение к Учебе – только первая часть прелюдии Мессианской эры. Более чем знаменательно, что Гмара задается вопросом о необходимости знаков для часов, завершающих Галут. Ведь свет за окном лучше любых знамений знаменует рождение зари?! И ответ мудрецов, обосновывающий необходимость этих знаков – темнота дома – бейт афель, как нельзя лучше определяет время, в которое мы живем.
Определиться с «женой, рассказывающей с мужем» я оставляю самому читателю. Добавлю лишь, что жена – это Израиль, муж – это Творец, а сипур-рассказ – это только бывшее (сипур – прошлое, сфира – настоящее, сефер Тора – будущее). Ведь на вопрос: «А что можно рассказать Вс-вышнему?» – единственно возможный ответ: только выстраданное.
|