Свечи Хануки
Седьмой Любавический ребе сравнивает зажигание свечей Хануки с зажиганием свечей Шабата и Меноры. Разница принципиальна, причем во времени. Свечи Шабата и свечи Храма (Меноры) зажигались загодя, до наступления вечера. Свечи Меноры «возносили» за час с четвертью до захода солнца (плаг минха), а субботние свечи за восемнадцать минут (в Йерушалайме за тридцать восемь) до заката. Свечи Хануки мы зажигаем (кроме Шабата Хануки) с заходом солнца. Отчего?
Прежде чем передадим объяснение ребе, попробуем сравнить эти три вида горения свечей с помощью моего излюбленного приёма – параллели. В качестве трех измерений, с которыми будем соотноситься, возьмем пространство, время и действующее лицо (нефеш, вместе а-ш-(а)-н-олям, шана, нефеш).
Очевидно, что Храм – это главное место на Земле, а Шабат – главное время. Но тогда получается, что свечи Хануки – это наше главное действие?! В каком смысле? А теперь объяснение раби Шнеерсона.
Задачи Шабата и Храма сходны – распространение духовного изобилия в пространстве и времени. Отсюда экспансионистские наклонности. Но задача свечей Хануки – освещение галутной, беспросветной тьмы. Именно поэтому свечи Хануки зажигают только после захода солнца. Наша таблица позволяет добавить к объяснению Ребе удивительное преимущество ханукальных свечей – работу Исраэля – главное действие – «светить всегда, светить везде, до дней последних донца» - извлечение искр святости!
Свечи Меноры
|
Место
|
Свечи Шабата
|
Время
|
Свечи Хануки
|
Действующие лица
|
|