Стародавний суд Торы
Эта история о раби Натане Ноте Шапиро[1] (1585-1633), главном равине одной из крупнейших общин того времени – общины Кракова и о его времени. В один, вовсе не прекрасный для общины день, рав Шапиро неожиданно заявил о «скоропостижном» уходе с равинского кресла. Его мотивация- желание уделять больше времени изучению Торы, что в крупнейшей общине того времени было просто невозможно. И потому он решил перейти на должность равина в какой-нибудь маленькой общине. Просьбы делегаций и отдельных евреев не помогли. Он решительно отказался подождать некоторое время для подыскания и утверждения подходящей кандидатуры на замену.
Но, буквально за день до ухода, вдруг изменил свое решение и заявил, что остается. На вопрос, что его побудило остаться, автор «Магале амукот» рассказал о судебном разбирательстве , которым ему пришлось заниматься буквально накануне. Один из богатейших евреев Кракова подал иск о неисполнении подписанного договора молодым аврехом. Но начнем эту историю с начала.
Молодой еврей посвящал все свободное время изучению Торы. И его способности, и усердие привели к тому, что в синагоге, где он занимался, к нему стали обращаться за разъяснениями трудных мест Гмары и за решением не простых ґалахических вопросов. Для заработка он и его жена, вставая каждый день до рассвета, выпекали бейгеле, которые он в течение утренних часов продавал. Хватало на пропитание на этот день, а на следующий все повторялось. Однажды один из самых богатых евреев общины увидел молодого гения, стоящего с горячими бубликами у синагоги. «Как, - удивился гвир, - ты тратишь драгоценные утренние часы не на изучение Торы?!». Узнав, сколь мизерную сумму зарабатывает молодой аврех, богач тут же предложил ему тройную сумму, лишь бы он не отвлекался от Учебы. Договорились на сумме в полтора раза превышающей заработок торговца бубликами. Гвир подписал с молодым аврехом договор, где черным по белому было прописано, что за усердную учебу в течение всего дня аврех будет получать стипендию.
Каково было недоумение богатого еврея, когда по прошествии пары месяцев он опять увидал молодого гения за продажей бейгеле. Он даже возмутился: «Ведь, я же тебе плачу!». Молодой еврей ответил, что в этом месяце он уже не возьмет стипендию так как отказывается от договора! Гвир потребовал исполнения условленного, ибо не хотел терять купленных прав на выученную гением Тору. Короче, дело рассматривал глава равинского суда, он же – равин общины, автор «Магале амукот», собиравшийся в ближайшие дни покинуть свой пост.
Молодой человек на суде объяснил, что благодаря стипендии значительно продвинулся в Учебе, но вот его молитва стала менее «содержательной». Если раньше были дни, когда он умолял Создателя помочь ему распродать не купленные бейгелах и дать возможность семье прожить еще один день, не голодая, то теперь, благодаря стипендии, призрак голода отступил и он стал меньше ощущать участие Вс-вышнего в своем пропитании.
История не донесла до нас каким было решение рава Шапиро в данном случае, но достоверно известны его слова: «Я не хочу уходить с равинской должности в общине, где живут такие евреи!».
|