Шабат Моше
Возрадуется Моше подарком своей
части, т.к. надежным работником
назвал Ты его… и две таблицы
(скрижали) в руке его»
(Шахарит на Шабат)
Сын раби Элимелеха из Лиженска в своей книге «Орех хаим» приводит мидраш об «улетающих буквах первых скрижалей» с существенным добавлением: «буквы четвертого речения не улетучились». Савраньский ребе предлагает объяснение этой добавки из малопонятных слов субботней молитвы шахарит, которые мы процитировали в эпиграфе.
Но прежде вспомним известный мидраш.
«Моше выхватил скрижали (первые) у Вс-вышнего, собиравшегося их не спускать вниз».
Нежелание Творца отдавать первые таблицы вполне объяснимо: без их появления внизу, золотой телец – измена не замужней жены, а незамужней женщины. Абсолютно разные статьи Кодекса – не супружеская измена, а разврат.
Но желание Создателя спасти Израиль «натыкается» на инициативу Моше, который сносит их, чтобы… разбить! Не давая их Израилю с той же целью – избавления от «расстрельной» статьи об измене! Не правда ли – непонятно? Разобраться помогает мидраш о не «упорхнувших» буквах речения «помни день субботний». Моше, выхватывая скрижали, спускает на Землю Шабат, уровня Синайского Откровения. Недаром, Аризаль замечает, что последствия промаха тельца не сказываются на Израиле в седьмой день. Ангелы, говорит он, в Шабат возвращают короны на наши головы! И потому «возрадуется Моше – подарку своей части» - четвертому речению, спасенному из огня себялюбия золота тельца. Следствие – «т.к. надежным работником назвал его» Творец.
Статус Израиля, как незамужней дамы, остался без изменения, благодаря разбиению таблиц, но Шабат уровня Письменной Торы – с нами! |