Четверг, 15.11.2018, 10:47
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Радость и Ханука"

Радость и Ханука

Вопрос

 

Говорят мудрецы (во вставке молитвы Амида): «и установили эти восемь дней Хануки благодарить и восхвалять». РаМБаМ в законах Хануки (3) определяет суть этих дней иначе: «дни радости и восхваления». Савраньский ребе для объяснения сказанного Маймонидом, задает общий вопрос о причинах радости. Свой ответ он строит на удивительном вопросе Хатам Софера к гмаре «Бава Кама» (91:2): «Случай с одним, который пролил (кровь животного) и прикрыл (эту кровь, завершив мицву шхиты), обязал его Рабан Гамлиэль заплатить [тому, которого он опередил, забрав у того мицву] десять золотых». Правило, сформулированное мудрецами: выхватывающий у другого мицву, обязан возместить ему «украденную» мицву!

Недоумевает Хатам Софер: но ведь, намеревавшийся исполнить мицву и лишенный возможности ее выполнить (анус – принужденный), считает его Тора исполнившим эту мицву?! Объяснение рава Моше Софера удивительно: у еврея украли радость исполнения мицвы! За это платят.

 

Причины радости у праведников

 

В качестве лирического отступления – две истории о радости неисполненных мицвот.

Первая из них произошла с раби из Пшисхи Яаковом Исраэлем, называвшим себя «еврей». Хасид пригласил его быть посаженным отцом у его новорожденного сына. Ребе из Пшисхи пришел с опозданием и упустил мицву. Тесть хасида, на дух не переносивший хасидов, воспользовался опозданием и стал посаженным отцом своего внука. В тот день хасиды заметили необычно большую радость, буквально переполнявшую ребе из Пшисхи. Будучи спрошен о ее причине, раби Яаков Исраэль рассказал об упущенной им мицве. А недоумение хасидов рассеял следующим замечанием: мицва, которую у тебя украли, несомненно засчитывается. А радость, которую я испытываю, связана с совершенством ее исполнения. Ведь когда маленький еврей, типа меня, исполняет мицву, то в ней участвует его себялюбие, но если «говорит о нем Написанное, что он исполнил мицву», то мицва совершенна, ведь сама Тора считает ее исполненной!

История номер два произошла с братьями, ребе Зюсей и ребе Элимелехом во время периода их странствий – их «галута». В одном городке двое нищих вызвали отрицательные эмоции у одного бродячего проповедника. Он решил, что из-за их «конкуренции» ему не удастся собрать достаточную сумму и донес в полицию о нахождении в городе двух пришлых подозрительных бродяг. Братья оказались в кутузке среди пьяниц и воришек.

Проснувшись утром, ребе Зюся увидел своего брата буквально рыдающим. Он спросил его встревоженно: «Мейлех, что случилось?» Тот молча указал ему на угол, где стояло ведро – параша. «Запах такой, что я не могу молиться». Зюся ответил: «Но, Мейлех, ведь, не молясь из-за плохого запаха, мы исполняем запрет Вс-вышнего. И вопреки нашему желанию молиться, мы исполняем Его желание!».

Эта мысль привела братьев в такое приподнятое настроение, что один из них встал и сделал первое движение танца. Его брат положил ему руку на плечо и присоединился. Короче, еврейский танец в камере предварительного заключения. Их радость от присутствия параши и невозможности молитвы была столь искренней, что заключенные стали к ним присоединяться, и вскоре вся камера самозабвенно отплясывала.

На шум прибежало начальство. На вопрос: в чем причина веселья, испугавшееся народонаселение «домзака» указало на евреев, пустившихся в пляс из-за присутствия в комнате помойного ведра. «Ах, так», - сказал полицмейстер, - «ну что ж, побудьте в камере без возможности справлять естественную нужду. Увидим, как вас это обрадует!». И велел на несколько часов оставить камеру без параши. Братья с превеликой радостью встали на молитву!

 

Ответ

 

Причину слова «радость», появляющуюся у РаМБаМа, следует искать в сказанном мудрецами в определяющем отрывке: «май Ханука? – Что Ханука?» (Трактат «Шабат, 21:2):

«На следующий год постановили и сделали их праздничными днями восхваления и благодарности». Савраньский ребе объясняет, что слова мудрецов «ямим товим – праздничные дни» стали основой для ґалахи, сформулированной раби Моше бен Маймоном. И радость от исполняемой нами в начале суток мицвы зажигания очередной свечи Хануки, должна наполнять нас весельем на весь следующий день. «А фрейлехе Хануке» - «Веселой Хануки»!

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (14.12.2017)
Просмотров: 237 | Теги: РаМБаМ, Ханука, мицва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод