Пятница, 22.11.2024, 19:22
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Работа йесод (основания)"

Работа йесод (основания)[1]

 

Вверх по лестнице, ведущей вниз

 

Рассмотрев внутренний смысл Декалога, попробуем сделать практические выводы. Ведь алгоритм постепенного сокращения божественного света – 10 сфирот – позволяет не только свободный выбор, но и сопутствующую ему ответственность. А значит, принятие безусловной (объективной, непредвзятой, от нас не зависящей) системы Воздаяния, награды и наказания.

Десять ступенек от Замысла Вс-вышнего до нас с вами подразумевают возможность возвращения – тшувы. Прелесть лестницы – спуск, залог подъема! Для адекватного рассмотрения Пути обратно используем подсказку еврейских мудрецов, переданную нам через тысячелетия языком мидраша[2]. Речь идет о довольно известной идиоме: «входит вино – выходит потаенное»[3]. Один из смысловых пластов этого выражения – способ достижения уровня сод (буквально – тайна), высшего уровня контакта с Торой. По мнению мудрецов, в слове винояйнיין  заложен алгоритм духовного подъема на духовную высоту сод – внутреннего духовного смысла всего сущего (гиматрия этих слов – семьдесят).

Начало расшифровки посланного нам мудрецами в следующем намеке (ремез-намек, второй уровень контакта с Пятикнижием): яйн – это аббревиатура слов яшарим (прямые), йерэим (трепещущие), невиим (пророки). Мы запараллелим эти три ступеньки трем нижним сфирот – нецах, ґод, йесод, исходя из разделения семи нижних сфирот на две группы – верхнюю и нижнюю. Хесед, гвура, тиферет (хагат в терминах Кабалы или ГаР – гимель ришонот) и нецах, ґод, йесод. Мальхут-царственность вследствие своей потенциальности нами рассматриваться не будет.

Задача подъема на духовную высоту, обозначенную термином сод, подразумевает связанность всех уровней (сфирот) друг с другом. А значит, подъем до уровня потаенного (сод) – это связанность с верхними сфирот (сод параллельно тиферет). Цель находящегося на любой духовной ступени – «зацепиться» за следующую, тем самым оказавшись связанным с верхними уровнями. Стартуем, естественно, с самого низа, со сфират йесод, параллельной качеству яшар-прямота.

Проблема, которую решает девятое речение – создать возможность хоть одну жизненную роль сыграть с подлинным величием. А подлинное величие – это претензия на Вечность. Залогом нехалтурности исполняемой роли является не только самоотдача, но и абсолютная точность трактовки (соответствие Замыслу Автора, Режиссёра, он же Продюсер). А подобная точность достигается многолетней практикой «ответа за слова». То, что в алгоритме «входит вино – выходит потаенное» – обозначено как прямота.

Девятое речение использует терминологию суда – «лжесвидетельства», дабы подчеркнуть ответственность человека за слова (поступки, роли). Интересно, что мицва Торы: «ми двар шекер тирхак – от лживых слов отдаляйся» (глава «Мишпатим», 23:7) объясняется мудрецами не в бытовой плоскости, а в контексте судебного разбирательства (Трактат «Шавуот», 30:2). Подсудность наших слов (поступков, отношения к реальности) стыкуется с идеей прямоты, борьбы с желанием выдавать желаемое за действительное.

Собственно, речь идет о выходе (хотя бы раз!) за границу субъективной реальности.

 

Точность – вежливость королей!

 

Но довольно теоретических обоснований. Работа в области «не лжесвидетельствуй», которая должна привести к прямоте, начинается с вещей не очень сложных. Вместо: «ой, уже почти восемь» «без четырех минут восемь». Вместо приблизительности, продиктованной желанием произвести большее эмоциональное воздействие – бескомпромиссная точность. Ведь, позволяя себе гибкость в определении реальности, мы совершаем «гниват даат – кражу восприятия», производим впечатление, искажаем сущее (данность). А плата за «недержание» дистанции от неправды – «и с тех пор все тянутся передо мной кривые, глухие окольные тропы»[4]. Извилистость (виляние хвостом) кажется удобнее, но, в отличие от прямоты, не ведет к вечности (через величие).

В качестве резюме процитируем царя Давида (Теґилим, 34:13-14): «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро – запри язык твой от зла и уста твои от обмана речевого». Термин обман-мирма в корне имеет буквы рэйш-мем, означающие на ляшон ґакодеш возвышение, высокость – рам. Вспомните рыбака, которому перед рассказыванием баек о рыбной ловле связывали руки, чтобы не разводил. Но он нашелся и в этой ситуации, разведя ладони и сказав: "Рыбища во-о-от с такими глазищами".

И там, где мы остерегаемся злоязычия, от нас требуется вещь менее популярная – избегать кражи сознания – гниват даат. Искажение (приукрашивание) реальности – прямое следствие нашего стремления к результативности (сила Эйсава – множество). А единственное средство от изречения мошеннических (вводящих в заблуждение!) слов (жестов, поступков) – это максимальная точность произносимых слов: «не отзывайся свидетельством ложным»!

Только Прямота ведет к Трепету.

 

[1] Рекомендуем ознакомиться с темой из «Визуализации Кабалы», часть 4, гл.3 ««Ничего не трогай!» - в первую очередь, себя!».

[2] Мидраш – третий уровень контакта с Пятикнижием. Небуквальный смысл толкования. Происходит от глагола лидрош-требовать. Буквально – востребованное (вытребованное), актуальное. Особый язык мидраша – попытка обойти ограниченность (во времени и не только) человеческих языков.

[3] Источник – Трактат «Санґедрин» (38:1).

[4] Из стихотворения «Трусость» Акико Ёсано, цитируется Стругацкими в повести «За миллиард лет до конца света».

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (21.07.2020)
Просмотров: 659 | Теги: даат. М.М.Гитик, йесод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [255]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Геула Моше израиль Египет Пурим Шабат рига ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы