Суббота, 17.11.2018, 13:40
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Пурим – предел возможного. Выбор Израиля"

Пурим – предел возможного

Выбор Израиля

     Праздник Пурим удивляет своей неортодоксальностью – закуска с выпивкой, карнавальные костюмы и минимум молитв вместе с трещотками и традиционным весельем создают впечатление вовсе не еврейского праздника. Но в том и заключается его главная особенность – скрытость. Практически, именно этот праздник выражает сокровенный смысл иудаизма – лишь поиск обнаруживает за внешним потаённую суть. Чем глубже Идея, тем толще защита поверхностности, ей требуемая.

     Пурим – утверждает величайший каббалист Аризаль, – превосходит своей духовностью даже «Субботу Суббот» – День Искупления – Йом ґа-Кипурим. «Ки-Пурим» – по его мнению, – означает «как Пурим», подобие, не достигающее, однако совершенства оригинала, Пурима. Общей темой этих двух, настолько отличных, на первый взгляд, праздников, является идея жребия, судьбы, случайнности. Вполне объяснённая в День Искупления, через смысл корбана[1] двух совершенно одинаковых козлов, чья судьба диаметрально противоположна, в Пурим эта тема выставлена напоказ и… абсолютно скрыта!

     Сюжет Мегилы[2] отражает эту идею двойственности как нельзя лучше. С одной стороны, остросюжетное повествование с принципиально неожиданными поворотами и хитросплетениями, с другой – целенаправленное действие Всевышнего, имеющее задачу – поставить еврея перед выбором – быть или не быть?

     Угроза физического уничтожения еврейского народа возникла впервые в ходе исторического процесса, и Израиль впервые выбирал: отличность и угроза неминуемой смерти или ассимиляция. Условия жизни в древнеперсидском царстве – отсутствие фотографий, поголовного учёта, прописки и т.д., подразумевали элементарную возможность избежать общееврейской судьбы, тщательно подготовленной персидским премьером амалекского[3] происхождения Ґаманом и утверждённой абсолютным монархом Артаксерксом (Ахашверошем в еврейском произношении). Всё, что требовалось от еврея, желавшего избежать еврейской судьбы – это отказаться от законов Устной Торы, так резко выделявшей евреев внешне, и раствориться в бурнокипении многонациональной сверхдержавы того времени.

     Проведя одиннадцать месяцев под дамокловым мечом уничтожения, евреи осуществили свой выбор – «еврейскому народу быть!», или по оценке мудрецов – приняли на себя Устную Тору. И снова – очевидная связь с Йом Кипуром. После утраты «синайского уровня» (зрения) в результате создания золотого тельца, евреи, именно на исходе Дня Искупления (отсюда и название), получили безусловную альтернативу уровню Торы Письменной – Тору Устную. Оттого оба эти праздничных дня (10 тишрея и 14 адара) считаются днями получения Торы, с одной лишь разницей. В Пурим принятие было выборным. За принятием (выбором) еврейским народом Устной Торы скрывается сущность еврейства.

     Наличие двух возможностей, создающих положение со свободой выбора, мы можем увидеть через первый (!) вопрос, появляющийся в Пятикнижии: «Где ты?» (Бе-рейшит, 4:9). Выбор своего места относительно Всевышнего, конкретнее – выбор отношения к Творцу, которое определяет наше «место» – это и есть суть нашего выбора.

Но жребий (пур[4]) Пурима мудрецы выводят из… второго вопроса Пятикнижия, ещё более (если такое возможно) риторического:

     «Разве с этого дерева, с которого запретил тебе есть, с него ты ел?» (Бе-рейшит, 4: 11)

     Мудрецы усматривают в этом вопросе рождение двух важнейших факторов – сомнения и… Ґамана?! Объяснение второго из них «тривиально» – первое появление в Пятикнижии трёхбуквенного сочетания ה.מ.נ . – ґ.м.н. – это как раз слова, переведённые на русский язык как «разве с этого». Идентичность этих двух факторов (сомнения и Амалека), декларируемая мудрецами, удивления, следовательно, не вызывает. Зато последствия подобной смысловой тождественности…

     Выбор, стоящий перед современным человеком – случайность или целенаправленность, как раз и был задан Мегилой перед нашим окончательным вступлением в Галут – период постепенного духовного «затемнения» (именно в период II Храма началось рассеяние евреев). Политическое кредо Амалека: «Сомневаюсь я, однако. А вдруг всё-таки – случайность», – по-прежнему является действенной альтернативой, тщательно скрывающей суть происходящего.

     Задача Пурима – декларирование всеми возможными способами нехитрой (только на первый взгляд) истины – смотри глубже, не удовлетворяйся поверхностным. Те же самые события, рассмотренные в контексте (без вырванности, как случайные) дают возможность отыскать Истину.

     Это и есть предел возможного для человека – за маскарадной мишурой, в скоротечении будней, не терять задачу поиска, помнить, что этот мир – лишь одеяния, скрывающие Абсолют!



[1] Корбан – искаженный перевод – «жертва», означает материально выраженные, направленные на приближение к Творцу усилия. Буквально «корбан» – «приближение»!

 

[2] Как, впрочем, и само слово «мегила», означающее «свиток», т.е. что-то свернутое, потаённое, но корнем и назначением своим имеющее «гилуй» – «открытость, передачу сообщения», призванное донести до нас в сохранности (потому форма свитка) переданную информацию.

 

[3] Амалек – антипод Исраэля. Результат тройной «дистилляции» ненависти к Яакову. Амалек – сын Элифаза, сына Эйсава.

 

[4] «Пур» по-персидски «жребий», «судьба». Отсюда – и название праздника.

 

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (24.02.2013)
Просмотров: 1151 | Теги: еврейский народ, евреи, Тора, мегила, Пурим | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод