Пятница, 24.11.2017, 16:35
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик "Пурим как царство Шаула. Одинадцатое адара – начало Пурима?! Приказ Эстер."

Пурим как царство Шаула.

Одинадцатое адара – начало Пурима?! Приказ Эстер.

 

Пурим больше Песаха

Мы только что сказали, что мы остались в галуте, рабами Ахашвероша. А Песах? Мы ушли из рабства у фараона и стали рабами Вс-вышнего. Нельзя же сравнить! Тем не менее, говорит рав Франк, что если бы нас не вытащили, то мы бы остались в Египте, застроили пирамидами всю Африку и в конце пришел бы Машиах. Но если бы Вс-вышний нас не спас из Пурима, то мы просто бы не встретились.

На первый взгляд Пурим сравнить с Песахом нельзя. В результате Пурима, посмотрите на результат – мы остались под Ахашверошем. Да, мы в духовном смысле поняли, мы выбрали, но элементарный рациональный расчет показывает, что Пурим больше Песаха. По результату. Если бы Вс-вышний не устроил чудо Пурима, то нас бы физически не было. А если бы он не устроил чудо Песаха? То мы бы имели очень длинный, нехороший галут, но он закончился бы геулой, все равно пришел бы Машиах. И вот теперь возникает вопрос: но Пурим не может быть больше Песаха. Это надо объяснять.

И то, с чего мы начнем, это удивительно простой комментарий Савраньского ребе. В Трактате Мегила задают вопрос – а почему она называется Мегилат Эстер? Можно было назвать Мегилат Мордехай, можно было придумать много хороших умных названий. Почему Эстер? И ссылки на то, что это Ґестер и т.д., мы проходили. Талмуд подходит еще проще. Он говорит, а кто сказал, кто предложил? Оказывается, пишет Мегила – а царица Эстер приказала. Кому приказала? Великому собранию, и они сказали: «Есть!».

Понимаете, в чем прелесть таких вопросов? Эта простота, это как в ґалахе, где все просто раскрывается на уровне жестов.

В этом году Таанит Эстер из-за шабата и пятницы, был перенесен на четверг: юд-алеф (11 адара). И что оказалось? Ґлаха: оказывается уже с юд-алефа, т.е. за три дня до Пурима, обычного, не Шушан Пурима, уже начинается Пурим. Как? Ґалаха. Написано, что все сельские жители, которые приезжают в город, могут читать Мегилат Эстер 11 адара. У евреев просто так закона не бывает. Как это 11 числа? И вопрос, который задает Савраньский ребе изумляет своей простотой. Первый вопрос у нас был – как это она могла приказать мудрецам, при всем уважении? На какое-то время, ладно, но ґалаху на все поколения? Причиной решения мудрецов не может быть приказ Эстер, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Откуда мы это знаем? Мудрецы говорят. Они же не могут сами на себя, они что-то имеют здесь в виду.

Начнем мы откуда? Мы начнем с 11 адара. Причем здесь 11 адара и о чем здесь идет речь? И вопрос изумительно прост, а почему, говорит Савраньский ребе, Таанит Эстер называется Таанит Эстер? Еще до Мегилат Эстер, почему Таанит называется Эстер? И здесь сразу возникает проблема, вы хотите мне сказать, что это Эстер попросила, чтобы постились, так вы сразу окажетесь в нисане, это 14, 15, 16 нисана и, причем здесь 13 адара? Тем более 11 адара? И почему с 11 уже разрешается сельским жителям читать Мегилат Эстер? Где связь? При всем уважении к сельским жителям и тому, что у них глухомань? Так может мы им и Шабат разрешим праздновать со среды?

Речь  идет о том, что когда евреи идут воевать, то евреи постятся. Которые постятся? Те, кто не идет воевать. Например, в тыловых частях, те, кто тащит на себе патроны, все остальные должны поститься. И? Так вот, 13 адара был пост. У кого? У тех, кто не сражался. Т.е. 13 адара они полезли на нас, нас убивать. И было наоборот – их убивали. Те, кто участвовали в сражении, не постились, запрещается, все остальные постились. А кто это, все остальные? И ответ получается изумительный, все остальные – царица Эстер, все остальные сражались или ожидали сражения. Почему? Потому что убить-то хотели всех, от мала до велика, значит все, от мала до велика, были под этой опасностью и либо обеспечивали сражение, либо непосредственно сражались. И получается, что постилась только царица Эстер? Я не понял, в честь чего пост? В честь сражения, и мы помним это сражение, или в честь трехдневного поста?

И я напомню слова рава Мойше Шапиро: если у нас есть два разных объяснения одному факту, то это не разные объяснения. И нам придется соединить 13 адара и 14,15, 16 нисана. И Савраньский ребе это делает с таким изяществом. Он говорит, помните хорошо известную фразу, что «меня уже месяц не звали к царю»? Помните, мальчик влюбился, когда Ахашверош на нее смотрит? А до этого мы говорили, что она ему обрыдла, месяц уже. Так вот, Савраньский ребе предлагает в этих словах увидеть чуть больше. Понимаете, 13 адара, это за месяц до разговора. Разговор с Мордехаем происходит 13 нисана, назавтра уже будет пост. Отнимите месяц и получите 13 адара. Понимаете, что хотят нам сказать авторы Мегилы, Мордехай, Эстер и мудрецы великого собрания? Между ними кошка пробежала 13 адара. Не просто так он ее месяц не зовет. Как это месяц не звать? Месяц не звать в спальню, понимаю, там есть кого звать в спальню. Понимаете, что хочет сказать Савраньский ребе? Что, говоря «а я уже месяц не звана к царю», Эстер говорит больше, что дело не в том, что месяц. Что я сейчас, к сожалению, в плохих отношениях с царем и что имеет смысл подождать улучшения. Т.е. мы не знаем, что было 13 адара, но там кошка пробежала и потому пост. Причина трехдневного поста – она идет без вызова. Почему она идет без вызова? Потому что ее не зовут. А почему ее не зовут? Потому что 13 адара… Т.е. причина того трехдневного поста – 13 адара.

Повторим. Нам нужно было соединить пост 13 адара, с одной стороны сражение, а с другой стороны с трехдневным постом. Причина трехдневного поста – 13 адара. Т.е. получается, что когда господин Аман кидает жребий, дни недели не появляются вообще. Как это, не спрашивайте, не знаю. В принципе, Аману уже тогда надо было вешаться. Представляете, вы бросаете монетку, а она на ребро? Вы снова бросаете, и снова на ребро. Ни туда, ни сюда, нет результата. И как мы снова выходим на 13 адара? Все это происходит 14 числа весеннего месяца адара. И увидев, что оно не работает с днем недели, он начинает работать с числами и получает 13, самое далекое число. Дальше начинается месяц, и получается самый дальний от него месяц, адар самый дальний от нисана. И получается, что 13 адара, это не просто самое далекое число от 14 нисана. Тут в завязке сюжета присутствует эта дата изначально. Какая-то кошка пробежала между Ахашверошем и Эстер. Не забывайте, что господин Аман астролог величайшего уровня и он не просто кидает монетку. Речь идет о строго наукообразной теории, которая показывает, что именно 13 адара. Смысл комментария Савраньского ребе в том, что 13 адара, это дата удара по евреям. Это не просто кошка пробежала между Ахашверошем и Эстер, но Эстер, это символ еврейского народа, это слабость еврейского народа. И потому эта дата и была, и потому произошло наоборот – слабость стала силой, Ґаман таш.

Откуда  идет наша слабость? И одним из главных героев нашего шабатона будет слово «яд» – рука,  юд, далет. Во-первых, как всегда объяснял рав Франк, что обычных усилий, чтобы вытащить нас из Египта, не хватало. И потому нужно было сверхусилие, отсюда идет яд хозака. Но мы сейчас говорим о слабости и силе рук в другом аспекте. Первое нападение амалека на евреев, ведь нет другого сценария, сценарий столкновения Израиль – амалек, это один сценарий. И тогда, когда на нас нападает амалек в Пустыне, это происходит в результате чего? Три дня не могли найти евреи воду, «Бе-шалах», четвертая глава, вторая книга. Эйн майн эла Тора, три дня без Торы и каюк, и приходит амалек. Уже после Мегилат Эстер, Эзра введет обязательное публичное чтение Торы, чтобы не было трех дней без Торы, шени, хамеши, шабат. Это сделает Эзра. Что такое Рафидим? Так называется место, где амалек нападает на Израиль. Почему оно называется Рафидим? Рафу ядейґен мин ґа-Тора, потому что ослабли руки. Наш всегдашний вопрос – причем здесь руки к Торе? Голова ослабла, понимаю. Что руки? На это ответим позже, когда будем говорить о руках. Что у нас сейчас? Сейчас у нас есть возможность закрыть всю эту тему.

Сценарий нападения амалека на Израиль всегда один и тот же – Торы нет, слабость евреев. В чем слабость? Три дня? Почему уже 11-го можно было для сельских жителей читать Мегилат Эстер? Чтобы не было трех дней без Торы. Конечно, мы сейчас говорим не о чтении Торы, мы говорим о том, что уже за три дня от чтения Мегилат Эстер уже можно, чтобы не прошло три дня без Торы. Потому что вся наша проблема с амалеком, это три, а три, это постоянство. Это, не дай Б-г, некое постоянство неизучения Торы. Константа, постоянство. Если я три года подряд на одном и том же месте делаю суку, то у меня постоянство. Это место не мое, на котором я ставлю суку, но после трех раз там уже никто не может поставить. Место моим не стало, но я приобрел статус постоянства, квиют. Устойчивость, постоянство, связанность, это в данном случае синонимы, и у нас получается красивая вещь, которую без Савраньского ребе я никогда не видел. Уже понятно, почему 11 и почему 13 число. Все еще не понятно, почему это так называется. Как она могла приказать мудрецам?

И здесь идет важнейшая добавка. Как мы помним, Эстер одевает мальхут, одевается в царственность и начинает приказывать Мордехаю и дальше, и дальше, и дальше. Но Савраньский ребе обращает внимание на самый конец – еврейка Эстер, слово еврейка не написано, оно подразумевается, а Мордехай мишне лемелех, он не просто премьер-министр, он, как бы, вице король. Что нам хотят сказать? Понимаете, здесь было восстановлено в рамках галута, под Ахашверошем, царство Шаула. И  доказательство: на пиру холерик Ахашверош спрашивает: «Кто это? Кто посмел?». Это когда Эстер на втором пиру обращается и говорит, что прошу  о своем народе и о жизни для себя. И тогда он спрашивает – кто посмел? «О своем народе прошу я» и следующие слова «кто посмел?» идут с удвоением: вайомер Ахашверош, вайомер ле Эстер, «и сказал Ахашверош, и сказал Эстер». Что за тавтология – и сказал, и сказал? Узнав о происхождении Эстер от царя Шаула, Ахашверош начинает обращаться к ней, как к равной. Она же не открывала своего происхождения, из-за чего был второй конкурс красоты.  И  здесь, говорит РаШИ, два раза вайомер. До сих пор он обращался к ней так, а теперь он обращается к ней, как к равной себе, потому что она оказывается тоже царских кровей. Она царица, она потомок первого еврейского царя Шаула, значит, она из царского дома, она ему ровня!

Когда Мегилат Эстер заканчивает, завершая, говорит о том, что Эстер, ее любят все, а Мордехай мишне лемелех, что важно? Что здесь нам рисуют не ту картинку, которую мы себе представляем. Речь не идет о картинке преуспевания евреев в галуте, речь идет о невероятной картине царства еврейского внутри галута. А это уже потрясающе. Когда говорят о Мордехае мишне лемелех, это не Ахашверош и это не Эстер, это Шаула царство здесь возникло. Да, на короткий период, оно не удержалось, но здесь, внутри галута возникла невероятная вещь – царство Шаула. И когда мудрецы говорят, что царица Эстер приказала, она не приказала, как подстилка персидская, она приказала, как королева из дома Шаула.

Еще раз. Почему Мегилат Эстер называется Мегилат Эстер? Все, что мы объясняли раньше, остается на месте. Но здесь царство Машиаха, царство Шаула прямо внутри галута, царство Йосефа. Не Машиах Давида, это меньше, это внутри галута, галут еще не отменен. И оказывается потрясающая вещь: для того чтобы понять, почему Пурим выше Пейсаха, нам придется вспомнить об удивительном глаголе, когда выпивший Ноах «ваятгель, и обнажился Ноах». И главный герой нашего следующего урока будет одежда левуш. И наша задача будет ответить на единственные, не объяснимые до сих пор обстоятельства, как Пурим может быть выше Песаха? В Песах Вс-вышний раскрылся, сам раскрылся, куда уже выше? Ответ тот же самый – Пурим не исчезнет. Все праздники исчезнут, включая дарование Торы, Пурим не исчезнет. Потому он в каком-то смысле выше. Мы объясняли в каком – реализация Торы в этом мире в два раза больше ее дарования на Синае. Но совершенно неожиданный поворот сюжета – мал золотник, да дорог. Т.е. это малый свет, это ора, но это свет Машиаха, это геула внутри галута. Это не просто наше спасение. Почему так важен Шушан Пурим? Потому что Пурим у людей сводится к чему? К чудесному спасению от Ахашвероша, от Амана. Но Шушан Пурим, там не было спасения, там ни у кого в мыслях не было на нас напасть. И наоборот, не они к нам, а мы к ним. И помните, это десятый праздник, это полпред 9 ава. Шушан Пурим, это почти десятый праздник, это еще Пурим, но это заявка на будущее, это не спасение от амалека, не то, что сделал Иешуа, а на окончательную победу, на стертую память. Это то, чем мы занимались. Там не просто так числа, 500 и на следующий день 300 убитых в Шушане.

Подводим итог. Что нам удалось добавить? Эти два слова вайомер, и РаШИ это не пропустил, РаШИ пишет, что, оказывается, она теперь равна и он обращается к ней по-другому. И раскрылось царство Шаула, мишне лоли мелех Ахашверош, Эстер и Мордехай вдвоем, это уже царство Шаула внутри царства Ахашвероша.

И еще одна идея, которая была в недельных главах, в Мишпатим. И это решение проблемы цели и средства. Как мы учили, средство всегда часть цели. И отсюда вывод, что не может быть некошерного средства. И еще одна удивительная вещь. Дело не в том, что средство всегда присутствует в цели, дело в том, что и цель обязательно должна присутствовать в средстве. Понимаете, в Пуриме, там не только средство, это не спасение от амалека, в Пуриме и часть цели. Выглядит теперь все по-новому, это не просто галутный галель, это самый настоящий галель. Это самое настоящее раскрытие царственности. Т.е. мальхут раскрывается через Шушан Пурим, через то конечное состояние, которого добивается Мордехай мишне ла мелех и Эстер, любима всеми, почитаема всеми. Кто у нас будет любим и почитаем? Только  Машиах. Даже царь Шломо не был почитаем всеми. Это невозможно. И помните вопрос, который я задавал в комментариях, какими достоинствами должна обладать девушка, чтобы нравиться евнухам, женщинам, детям, мужчинам, старикам, всем? И это то, что раскрывается в конце Мегилат Эстер.

Вопрос – эти два вайомера можно понимать, что на какое-то мгновение раскрылось, что стал виден свет творца?

Исходя из того конца, когда мы приходим к тому, что самый конец Мегилы, это раскрытие царства Шаула, раскрытие царства Мордехая и Эстер, очень может быть. Нам же предстоит объяснить, почему Пурим больше Песаха. А в Песах Вс-вышний раскрывается в этом мире самолично.

Реплика – там Он раскрывается, а здесь Его мы раскрываем.

Со-участвуем в его раскрытии. И очень может быть, что вайомер и вайомер, это в два раза больше, чем было при творении мира, т.е. здесь присутствует уже цель. И это играет в ту сторону, которую я только что сказал – в средстве должна быть цель. Если в средстве не будет цели, то средство не будет... Т.е. оно должно работать в обе стороны. В средстве обязательно присутствует цель, без этого не может быть. Но и в обратную сторону не может быть. И Пурим как раз и есть раскрытие цели прямо внутри средства. Это не Ханука. Ханука, это подарок сверху, а здесь это мы сами достигаем. И это как раз связано с тем, что мы говорили, чем отличается изучение Торы праведников от нашего изучения. Ответ – у него постоянство, он все время об этом думает. Мы сейчас не про абсолютного праведника, а об обычном праведнике. Он живет в нашем галуте, у него все как у нас, но тем он и отличается, что он является геулой внутри времени, внутри места. Он ухитряется, вопреки всем обстоятельствам пространства и времени, учить Тору на уроне души. А чем отличается уровень души от уровня места и времени? Мы сказали, поменяли место – утратили Тору, поменяли время – утратили Тору. А если она через душу, то она все время с вами. Единственное, что я хочу добавить, это практический аспект, это то, что говорил рав Десслер, если вы не способны улучшить свои качества, то забивайте голову Торой. Это попытка идти в сторону праведника, так, чтобы в голове все время были мысли о Торе.

Вопрос – почему только один город отмечает Шушан Пурим?

Мы учили. Только один город в этом мире отмечает сегодня Шушан Пурим. В Иерихоне тоже, но в Иерихоне нет евреев сегодня. Есть Тверия, есть Лод и есть самый главный пример – Хеврон. Так вот, в Хевроне ничего не отмечают, там нет брахи, там ни 14, ни 15 нет. Это надо знать. Это единственное место в мире, где 14-го не празднуют, мы не празднуем, у нас нет Пурима. Во всех этих местах, и в Тверии и в Хевроне, у них нет ни 14-го, ни 15-го, потому что по алахе сафет браха лоло ахи, потому что браха идет от мудрецов и они не могут ее произнести, потому что не знают: вокруг Хеврона из-за этих великанов, была стена или не было стены? Начиная с 1969 года, когда в городе Хамадан исчезает еврейская община, а Хамадан в Иране был городом, где была традиция, что они физически в том месте, где когда-то были Шушан, Сузы, Персеполь. И начиная с 1969 года, мы единственное место на земле, где есть настоящий Шушан Пурим с брахой, и все как следует, и нет Пурима поэтому. Потому что если есть Шушан Пурим, не может быть Пурима. Пурим, это спасение, но если мы за ними бегаем, это уже не Пурим.

Вопрос – Одна из ошибок Шаула была в том, что он хотел взять душу из амалека и поднять ее наверх. В то же время мы видим, что внуки Амана стали мудрецами Торы. Как это можно сопоставить?

Как мы помним, вся идея ад де ло я да, это вытаскивание вот этой крупицы. Как я себе всегда объясняю, Гитлер родился человеком. Очень плохим человеком. Он родился с этим клокочущим, бурлящим чувством ненависти к евреям. Но он все равно был человеком до момента выбора. И это человеческое, эта крупица божественного присутствует и у амалека.

Вопрос – но тогда получается, что царь Шаул был прав?

Да, но он был не прав. Эту частицу, как мы помним, нельзя вытащить по определению, за исключением Пурима. Т.е. Пурим, это уже исправление того, что попытался сделать Шаул. Получается очень красивое дополнение, что то, что пытался сделать царь Шаул, он пытался сделать заранее то, что потом можно было сделать. Очень похоже на то, как Шимон и Леви пытаются уничтожить амалека еще до появления амалека. Т.е. предотвратить его рождение, что по замыслу Вс-вышнего, сделать невозможно, но очень хочется. Получается, что здесь, по всей видимости, работает тот же самый механизм. Что надо помнить? Что Шаул был праведник, вне всякого сомнения, вокруг  него были евреи высочайшего духовного уровня, был Сангедрин. И в чем к нему претензия? Что он пошел алаху выводить, а должен был действовать над алахой, на уровне пророчества. Эта его излишняя скромность… Но что надо добавить? А кто у нас там были мудрецы? Это же поколение царя Давида, о чем мы говорим? Еще до царя Шломо, это еще выше. И что. Они не понимают вещь, которую мы с вами понимаем? Что нельзя брать лучшее из амалека. Как мне кажется, здесь работает тот же механизм, где евреи говорят эли элокеха Исраэль, показывая на золотого тельца, и получают мера за меру – Храм. Т.е. пытаясь вытащить хорошее из амалека, не было такой задачи перед евреями, нет хорошего в амалеке, в результате мы получаем-таки в исправление эту задачу, и Мордехай и Эстер вытаскивают.

Это то, что нам предстоит объяснить, в чем Пурим выше Песаха конкретно? Не вообще, а конкретно. И ответ начнется с Ноаха и с того, что «и обнажился, и разделся Ноах».

 

Вс-вышний не нуждается ни в чем и ни в ком

 

Праведник, это еврей, достигший уровня, где он живет в реальности, в которой ему божественный свет дает жизнь. Т.е. он видит, что есть источник воды, воздуха и всего. И вот этой своей верой, этим своим мироощущением он жив. Он черпает энергию, т.е. мы черпаем энергию. Одна из таких вещей, малоприятных, но очень полезных – каждый человек тешит себя мыслью, в зависимости от духовного уровня, больше или меньше, что он незаменим. Такая смешная история. Хасидский ребе и его зять тоже хасидский ребе, ну, другой хасидут. Молодой парень, женат на его дочери. Короче, лежит на смертном одре, еще молодой, детки маленькие. Приезжает его тесть. И тот говорит:

- Ребе, помолитесь о моем выздоровлении.

- Зачем?

- Но как же, а хасиды?

- Не беспокойся, я возьму их себе.

- Подождите, а детки маленькие?

- Я тебе говорю, моя дочь, мои внуки, я воспитаю, без вопросов, уходи спокойно.

В конце концов, звучит то, ради чего все это было устроено:

- Кто будет как я говорить пасук о прямоте Творца?

О чем идет речь? Речь идет о том, что у нас на земле незаменимых нет. Одна из тех вещей, которыми человек себя утешает, он наивно полагает, что он занимает какое-то место в этом мире, что с ним связаны люди, ученики, учителя, дети, знакомые, друзья на работе. Откуда мы вышли? Биньямин задал вопрос, что означает знаменитый пасук цадик бе эмунато йихье, т.е. как это он живет в вере своей. Ответ – в отличие от нас, живущих в мире иллюзий. Какие у нас иллюзии? Нам кажется, что мы дышим, что мы пьем, мы едим и от этого мы живы. В самом материальном, грубом смысле этого слова. Чем отличается в этом смысле уровень праведника? Тем, что уровень его веры, уровень его контакта со Вс-вышним таков, что он получает всю свою жизненную энергию не через воду, воздух, еду и т.д., а Источник воздуха, воды, еды и т.д. Смысл совершенно конкретный. Его мироощущение, что он питается от Вс-вышнего, от своей веры. Т.е. его вера и есть причина его жизненных сил. Т.е. наш взгляд материалистический или эгоистический, а он уже вышел из этого уровня.

Практический для нас с вами урок. Одна из тех вещей, мы смотрим на себя и на мир и нам кажется, именно кажется, что мы выполняем определенную роль. Т.е. наши дети без нас, жена, родители, работа, мы неким образом выполняем некие функции. И коль скоро мы их выполняем… Вы понимаете, что мы их не выполняем? Что если Вс-вышний всемогущ, то на нашу долю никаких функций не осталось, делает все Он, а не мы.

Реплика – мы помощники.

Стоп. В каком смысле помощники? В смысле, что Вс-вышний хочет нам помочь? Не в том смысле, что он нуждается. Но если Он в нас не нуждается, то мы никакого места не занимаем.

Реплика – он нуждается в нас!

Несомненно, так же как миллиардер нуждается в бедняке, чтоб дать ему цдоку. В этом смысле он нуждается. Как родитель нуждается в ребенке, чтобы ребенок был счастлив. Не потому что родителю нужна помощь от ребенка, а потому что родитель хочет ему дать. Вот в этом смысле он нуждается. Только это не называется по-русски нуждается. Миллиардер не нуждается в бедняке. Т.е. одна из тех мыслей, которая очень помогает мне наравне с кладбищем напротив которого я удостоился сейчас жить, понимаете, как и все нормальные люди, мы не верим в собственную смерть. Это неверие в собственную смерть, ведет ко многим нехорошим результатам. В частности, наше неверие в собственную смерть чем поддерживается? Иллюзией того, что мы необходимы. Для наших детей, для наших работодателей, для кого угодно. Говорит рав Гутнер в недельной главе Шмот. Там где захотел Вс-вышний умертвить его. Кого его? Моше. Простите, как? И тогда приходит рав Гутнер и задает вопрос – простите, а Вс-вышний зависит от человека, даже если этот человек Моше? Понятно, что нет царя без подданных. Но мы сейчас говорим совершенно о другом уровне. Вот я, так мне представляется, живу на земле и выполняю некие функции. Так вот, одна из причин неверия в собственную смерть, это исполняемые мною функции. Как пели в советское время «а без меня, а без меня и солнце б утром не вставало». И замечательная пародия: «А с кем дружу? Дружу с Серегой, советским маршалом простым. А где я ем, я ем и т.д. А без меня, а без меня не стал бы маршалом Серега, когда бы не было меня».

Следующий шаг. Мысль о том, что на самом деле мы не являемся незаменимыми вообще, и без наших функций мир продлится. Представьте себе – мир без нас, и существует. Очень полезная мысль и стоит к ней возвращаться, потому что она очень сильно бьет по самоощущениям, по ощущению, что я есть, есть я!

Бежим дальше, и наш неотвеченный вопрос, так в чем конкретно Пурим выше Песаха? В чем уникальность Пурима с точки зрения высоты? Не с точки зрения Пурима, где нас сохранили, а с точки зрения Шушан Пурима, что Пурим несет в себе уже геулу, что это действительно царство Шаула. Представительство Шаула. Мы начинаем с Ноаха, с глагола веятгель Ноах, глагол возвратный, и обнажился Ноах, и раскрылся Ноах. Поскольку нам с вами не нужно объяснять, что речь идет о попытке Ноаха исправить промах первого человека, то рав Итамар Шварц предлагает увидеть в этих словах ваятгель попытку Ноаха сделать Пурим немного раньше Пурима, т.е. попытку Ноаха подняться над разумом.

И мы начнем с определения рацио. Как мы помним, идея ад дело яда, разницы нет между Мордехаем и Аманом, все от Вс-вышнего, но это уровень, который над разумом. Предел всякого разума – отказ от разума. И идея нахождения человека на земле, сделать хотя бы одну мицву нишма или один раз в жизни отпустить руку. Т.е. наше рацио и все органы чувств говорят, что пропасть под нами и что если мы не будем судорожно цепляться за кустик… Это наши органы чувств. Но наша Тора говорит: это невозможно, неужели нас кустик держит?

Следующий шаг. Идея обнажения сердцевины, т.е. той божественной точки, которая присутствует и дает жизнь всему, есть, по сути своей, отрицание наличия у нас каких-то собственных сил, возможностей и т.д. Почему так важен Шушан Пурим? И почему так плохо, что он скрыт от нас Пуримом? Пурим полностью укладывается в концепцию галута. Здесь, в галуте, мы, и это доказательство существования Вс-вышнего, мы существуем. Только вся проблема – мы существуем, так где Вс-вышний? Т.е. уровень, о котором начинает говорить Пурим, он уже выше рацио, выше умозаключений. Идея Пурима, в конечном итоге, обнажить невероятную идею, что если нет амалека, то нет никакого сомнения в существовании Вс-вышнего.

Как вы помните, именно рука амалека заслоняет престол Вс-вышнего и не дает нам соединить все силы в одну. Не на уровне разума, на уровне глаз. Именно заслоняет, не дает увидеть. И здесь и появляется коренное слово левуш. Как вы помните, в кабале  мне потребовалось 20 лет, чтобы найти ассоциацию. Но с тех пор все стало значительно легче. Слово «одеяние»  подразумевает возможность человеку-невидимке быть замеченным, проявиться в этом мире. И в этом основная идея левуш, это проявление внутреннего снаружи. Понятно, что левуш может быть духовным, но всегда духовный левуш будет ниже того, что он проявляет. Т.е. по  отношению к верхнему, нижнее будет левуш. Почему? Потому что если мы хотим проявить наши мысли, то надо пользоваться словами, языком жестов или письмом. Но чтобы стать проявленной, нет вариантов, нам нужно одеть нашу идею в слова или в подобные одеяния. Это верно по отношению ко всему мирозданию.

Теперь вернемся к тому, что делает Ноах. Ноах убирает одежду. И сейчас прозвучит не очень приятная идея – крия, разрыв одежды, которую делает скорбящий, узнав о гибели близкого. Крия имеет тот же смысл, что и Пурим, что и сделанное Ноахом. Это все один и тот же смысл. Т.е. Ноах убирает свое легуши, он пытается раскрыть божественное присутствие. Что значит, предел знания – отказ от всякого знания? Почему место, которое мы занимаем, украдено у Вс-вышнего? Отчего ощущение собственной востребованности так мешает приблизиться ко Вс-вышнему? На все эти вопросы один и тот же ответ. Когда у нас забирают, когда с нами, нашими близкими происходит что-то плохое, то это раскрытие Вс-вышнего, через убирание всего. Повторим. Задача одежды – дать возможность проявления высшему через низшее, в нашем материальном мире проявиться божественному.

Еще один, более высокий способ проявиться в этом мире божественному, это убирание всего или идея смерти. Идея убирания всего, это тоже идея раскрытия Вс-вышнего. Т.е. когда скорбящий делает надрез на своей одежде, то в конечном итоге, это я объясняю, ссылаясь на свой личный опыт. Через 12 месяцев после смерти родителя, ты обнаруживаешь, что на месте зияющей, кровавой, по определению невозможной к заживанию раны. Обратимся к обычным людям. Например, моя мама, и это притом, что она выросла в традиционной семье, тем не менее, что ее папа лежит в земле уже 10 лет. Т.е. эта боль у нее не уменьшалась Почему? Да потому что требуется терапия. Понимаете, если рану не лечить, она не заживет как следует. А о чем мы говорим, когда мы говорим о терапии? Как это может быть, что мы теряем самого дорогого и близкого для нас человека и через 12 месяцев ровно, при условии, что мы выполняли все законы, это три раза в день, независимо от погоды и настроения, ты ведешь молитву, ты выполняешь все, все, все. Но зато, через 12 месяцев, когда я вспоминаю о маме, у меня ощущение света, не ощущение утраты, а ощущение полноты. Как это может быть? Где логика? Объясняем логику. Она элементарно проста – там где убирается одежда, там открывается суть. Там, где нет ничего, уже открывается Вс-вышний. Там, где нет иллюзий, открывается реальность. В чем  идея «предел всякого знания – отказ от знания»? Это не наши методы. Что не наши методы? Страдания не наши методы. Утраты и боль, это не наши методы. А какой наш метод? Ответ – Тору учить. Зачем Тору учить? Чтоб было от чего отказываться. Ведь отказаться от знаний может только тот, кто имеет знания. И задача знаний, которые ведут к Вс-вышнему, в чем? В том, чтобы один раз отпустить руку, основываясь на чем? Как ни странно, на знаниях. Т.е. отказ от знаний требует знаний.

Изумительный рассказ Роберта Шекли. Где-то в космосе цивилизация вообще отказалась от материи. Но в память о первопроходцах собираются. Называется «Шкура мураша» и надо найти эту шкуру. О чем идет речь? Он где-то парит, медитирует, в последнюю секунду берет тело, надевает его. Мураш, это дикий и страшный зверь – человек. А снять шкуру мураша, это просто снять с него одежду. Но это непонятно до конца рассказа. Он пытается выманить их деньгами и т.д. Для чего я это сейчас рассказываю? Полураспакованная блондинка орет, и он уже идет ее спасать, тут ему камнем по голове, он приходит в себя и соглашается, что шесть часов подряд орать это даже для блондинки много. И понятно, что это их выманивают. Рассказ действительно очень смешной, особенно в конце, когда оказывается, что все, что им нужно было, это одежда. И потом отряд «первопроходцев», типа скаутов, шел и на шесте нес шкуру (одежду) дикого мураша.

Понимаете, если красавица, которую вы собираетесь спасать, на одной ноте, не меняя тембра, визжит восемь часов подряд, то вы понимаете, что это не совсем красавица и что это не совсем реально. Итог жизни человека, смысл жизни человека – нам от двух до трех лет, первый духовный переходный возраст,  и во многих жизненных ситуациях мне помогает белая панамка на голове. Вот как представлю, что у меня белая панамка на голове, и сразу во многих случаях становится легче жить. Не всегда, но во многих случаях. И мы увидели сейчас ту же идею через Пурим. Что такое Шушан Пурим, и почему это предел возможного? Мы говорим о раскрытии через уничтожение всего. Оказывается, надо пройти через смерть, чтобы жить. Это Йом Кипур. Йом Кипур, это та самая очищающая смерть, после которой мы получаем новую жизнь. Но здесь чуть больше, потому что в Йом Кипур это проходит над нами, это Вс-вышний делает. И потому только Ки-Пурим, там нет материальной составляющей. Мы материально не умираем в Йом Кипур, а вот в Пурим мы должны умереть.

Т.е. вся идея Пурима, уничтожения Израиля, была для чего? Чтобы обнажить эту удивительную точку, что все держится на Вс-вышнем. Все эти отчаяния, то что делает Эстер и т.д. И в конечном итоге ад дело яда. Это же надо на каком уровне быть. Чтобы понимать, что нет благословенности Мордехая и проклятости Амана. Не в смысле, что нет разницы между Мордехаем и Аманом, а что нет разницы с точки зрения действий с этой стороны и с той стороны, это все действия Вс-вышнего. А то что Аман пытался играть свою маленькую игру, так мы учили, что Вс-вышний включил его маленькую игру в свою большую. И когда Аман пытается работать против Вс-вышнего, так он становится фоном, на котором рельефней выступает реальность. И это уже объяснение, что такое амалек. Амалек, это то, чего нет, но вред им наносимый, вполне реален. Он то, чего нет, он фон. И благодаря ему, вот эта удивительная точка. Что хорошего в амалеке? Возможность исполнить, т.е. мы повторяем те же самые вещи, но на более высоком уровне. И основа всех основ – ваятгель Ноах. Т.е. уже Ноах, дальше Саул, Давид, Шломо. Все пытаются раскрыть, требуется весь ход истории, требуется весь замысел Вс-вышнего, чтобы мы раскрылись. А то, что нам не очень приятно было услышать, но я повторю – боль раскрывает эти точки, утраты раскрывают эти точки. Да, это не наши методы, но с точки зрения Израиля, как народа, если вы посмотрите на историю нашего Израиля, то вы обнаружите именно эту идею, что с нас снимается сейчас последняя одежда. Задача каждого из нас, задача нашего поколения – признаться, что король голый.


Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (10.03.2017)
Просмотров: 220 | Теги: Песах, Машиах, Эстер, Мордехай, Ахашверош, Пурим | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Мысли вслух
Не следует за деньгами гоняться, не забывайте лишь "открывать рот" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [38]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [13]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [161]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [28]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [140]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Рош Ашана Иерусалим 9 ава сукот Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Торы мицвот недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург Ноах недельная глава Торы для детей еврейский Лимуд 2012 жизнь добро и зло харьков Гилель москва недельные главы Лод