Праздник неразрушенного Храма (к 10 тевета)
«Каждое поколение, в чьи дни
не построен Храм, считается
как будто оно его разрушило»
(Йерушалаймский Талмуд,
Трактат «Йома», перек. 1)
Хатам Софер для объяснения исключительности поста Десятого Тевета ссылается на сказанное пророком Зхарией: «Пост четвертого [месяца] и пост пятого [месяца], и пост десятого [месяца] будут для дома Израиля радостью и весельем, и праздничными днями…» (8:19). Но если с постами 17 тамуза и Девятого ава понятно, как это произойдет – вернется уровень Письменной Торы (первых таблиц) и будет отстроен Храм, то причина превращения Десятого Тевета в праздничный день не очень ясна.
Тогда, почти две с половиной тысячи лет назад (в этот самый день), вавилоняне замкнули кольцо осады. Но им потребовалось два года и восемь месяцев(!), дабы разрушить Храм. И таким образом, напрашивающийся вопрос: отчего начало осады стало «постом десятого»? Еще более весомый вопрос: что станет причиной праздника Десятого Тевета?!
Ответ на оба вопроса рав Софер выводит из следующей концепции. В тот, отстоящий от нас на почти две с половиной тысячи лет, день десятого тевета, причины разрушения Храма (наши провинности) оказались весомее наших заслуг, позволяющих Дому Творца существовать в нашем мире. Разрушенность Храма в каждом поколении – это невозможность его появления в нашей реальности. Храм абсолютно необходим этому миру. Но его появление (вневременное, мгновенное «от» Создателя) разрушается недостаточным духовным уровнем поколения. А значит, всякий раз, когда мы постимся Десятого Тевета, мы пытаемся убрать разрушенность Храма.
Получается, что подобно таанит халом, мы пытаемся не исправить прошлое, а улучшить будущее. И когда у нас получится, то появится новый праздник – Десятое Тевета! |