Плач примирения
(к 10 тевета)
Говорит мидраш: «так же как первое примирение Йосефа с братьями было достигнуто благодаря плачу, так же и последнее – Израиля со Вс-вышним будет достигнуто плачем». Буквальное понимание мидраша невозможно, благодаря несоответствию ролей в первом и последнем «плаче». Ведь плач и раскаяние Израиля примиряют Создателя с Его народом, а братья, соответствующие роли Израиля, не плачут (кроме Беньямина). Так в чем, простите, параллель?!
Объясняет Хатам Софер, что плач Йосефа – свидетельство полноты его принятия происходящего. И именно эта полнота, которую чувствуют братья, примиряет их с Йосефом. В будущем, говорит Савраньский ребе, именно полнота нашего принятия происходящего, наш искренний плач примирит Создателя с нами, и будет это причиной смерти цивилизации Эйсава – Десятого Тевета! |