Плач плененной красавицы
«И оплачет отца своего
и мать свою месяц дней»
(Дварим)
Один из каверзных вопросов, заставляющих перейти к третьему уровню контакта с текстом (первый из них: «а если военнопленная некрасива?!»): «а если она не хочет плакать? Таки ее заставлять?» Этот переход осуществляется с помощью раби Хаима сына Атара: единственный объект, заслуживающий эпитета красивая – это душа! Книга «Зоґар» объясняет, что месяц «оплакивания» - это месяц Элуль, месяц тшувы. А дальше слово РаШИ:
«А зачем это [оплакивание]? Чтобы дочь Израиля радовалась, а эта [пленная] грустила; дочь Израиля украшает себя, а эта увядает».
Смысл сказанного РаШИ объясняет Савраньский ребе: все, что связано с еврейской душой (бат Исраэль) – Тора, мицвот, добрые дела и прямота мыслей и действий должны вызывать радость и положительные эмоции. Все же, что не приносит радости Творцу, вся нееврейская деятельность еврея в дни месяца элуля, должна «увясть». Такое восприятие текста Пятикнижия дает понимание сути работы еврея в месяц тшувы. Сознательная акцентация на еврейских ценностях сознательное же обесценивание внешнего, преходящего! Апофеоз – в последний день элуля – евреи стригутся, надевают праздничные одежды и идут на… суд, а Судья – Отец! Шана това и метука! |