Воскресенье, 18.11.2018, 06:09
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик. "О [еврейской] природе вещей"

О [еврейской] природе вещей

 

Назначение этой статьи, по замыслу автора, продемонстрировать исключительность, надчеловечность языка Пятикнижия. Иврит, насчитывающий чуть более двадцати тысяч слов, вовсе не страдает скудностью и невыразительностью. Вместо оттенков и жаргонности (современности) любого человеческого наречия – абсолютная точность (претензия!) понятий, которые сами себя объясняют. В каком смысле «сами себя» – в смысле дополнительных значений, имеющихся у каждого ивритского корня. Как бы вы отнеслись к языку, где слово «мир» означает также «сокрытие», а понятие «время» имеет дополнительное значение – «возможность»?! Но как справедливо заметил незабвенный Козьма Прутков: «нельзя объять необъятное». А потому ограничимся в данной статье рассмотрением одного из имен Вс-вышнего и его весьма физических характеристик.

Имя Ша-дай мудрецы определяют, как: сказавший «достаточно» Своему миру – ше амар дай леоламо. Установление границ этого мира, во-первых, означает его ограниченность, т.е. конечность. Эта, естественная для нашего сегодняшнего восприятия, конечность Вселенной была для ниспровергателей религии абсолютно невозможной. Ведь бога нет, а значит, мир не имеет начала и конца, т.е. безграничен.

Кривизна пространства «от Эйнштейна» и пределы, им установленные – скорости и времени, создали для атеистов (людей, верующих в то, что бога нет) значительные трудности с мировоззрением. Но нет таких проблем, которые наше (наше ли?) желание избавиться от оков Создателя, не могло бы (с б-жьей помощью) решить. И тому назад девять лет, три не пожилых физика (евреи, чтоб вы не сомневались) обосновали теорию паравселенных, т.е. бесконечность числа конечных Вселенных, взаимодействие которых друг с другом («слегка соприкоснувшись рукавами» галактик) и рожает миры, подобные нашему.

Добавленное ими одиннадцатое измерение, очередной раз попыталось избавить нас от необходимости считаться с Творцом (Его Замыслом), вернуло нам свободу выбора. Небезынтересно, в каком контексте в еврейском мировоззрении фигурирует число одиннадцать. Ведь в иудаизме все сводится к десяти[1] (сфирот), которые, в свою очередь, сводятся к Одному, а какой тогда смысл вкладывается еврейством в одиннадцать?

Ответ вовсе неожидаемый – одиннадцать символизирует … ложь, без которой невозможен выбор! (Таки, наводит на размышления о придуманности нашего мира). Вообще, современная физика ставит в чрезвычайно неудобное положение, попросту загоняет в угол. Сами посудите, каково жить с верой в отсутствие бога, зная, что был «большой взрыв». А чего стоит сбывшаяся мечта Альберта Эйнштейна (кстати, верующего человека!) о создании теории единого поля. Добавьте к этому нематериальную основу частиц – теория струн давно развенчала, преподаваемое нам в школьной физике – «волшебная» частичка кварк – элементарный кирпичик материального мира, из которого строятся остальные элементарные частицы. Оказывается, в основе существования кварка и всех других частиц – колебания, излучение (потому и название «теория струн»). Как вам? Оказывается, мир-то в основе своей нематериален и построен из энергии (воле Творца – не физика, интерпретация) и информации (Его Замысла).

Ну, а совсем недавнее экспериментальное доказательство абсолютной новизны всех частиц, рождающихся (физический термин!) каждый квант времени – дорогого стоит (Нобелевской премии, по мнению авторитетного журнала «Nature»).

И потому так пикантен одиннадцатый ингредиент смеси, воскурявшейся в Йерушалаймском Храме. Халбена имела дурной запах, но без нее тамидвсегдашнее приближение, было невозможно! Так что выход из «интеллектуального угла» всегда существует – ложь, организующая выбор. Короче, как и всегда – «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».

Но прежде чем совершить выбор в пользу паравселенных, против реальности Создателя, стоит узнать о древности подобного выбора. В Пятикнижии Моисеевом (которому, по последним текстологическим исследованиям, никак не менее трех тысяч лет «отроду») появляется история, напрямую связанная с вопросом о придуманности нашего мира. Корах и его «подельцы» очень остро поставили проблему влияния выбора человека на внешний (воспринимаемый) мир. И чудо, подъитожившее их, вовсе не теоретическую дискуссию, имеет для обсуждаемой нами темы решающее значение.

Влияет ли молитва Моше (самого скромного, но человека) на ход исторического процесса, или все происходящее – суть Замысел? Ответ был получен через расцветший и плодоносящий миндалем посох Аґарона  (шакед – миндаль, имеет на языке Пятикнижия дополнительное значение – «усердие»). Бывшие некогда ветками, деревянные посохи глав ветвей остались всего лишь палками, а посох Аґарона недвусмысленно показал, что происходящее - суть реализация потенциала, заложенного в Творение.

Конечно, если бы зацвело железо, то чудо было бы «круче». Но величие проросшей деревяшки в доказательстве ее «деревянного» происхождения. Само по себе чудо имеет весьма ограниченный круг воздействия в пространстве и времени. Но вневременной, вечно-актуальный смысл описанного в Торе - в идеях, скрытых во внешней канве событий.

Как «доказательство» «придуманности» нашего мира – уже упомянутая собственность имен первых десяти чисел[2], а также Его имя, которым мы начинали нашу статью.

Представьте себе язык, где дополнительное значение слова шесть (шеш) – стремление, средство (потому Шесть Дней Творения и шестимерность, если без отрицательных чисел, пространства – четыре стороны света, верх и низ, а также знаменитая жаргонно-русская «шестерка»), а числа восемь (шмоне) – сверхобычность, безграничность, чудесность (Ханука!).

Имя шин, далет, юд, если рассмотреть числовые значение трех букв, его составляющих, 300, 4, 10, в их однозначном виде – 3, 4, 1, дает основополагающую идею граничности этого мира – ше амар дай леоламо – определивший границы Своего мира. Число π, чье общеизвестное приближение  3,14 – легендарное отношение длины окружности к длине диаметра (если хотите, «прямизны» к кривизне) выражает через лашон койдеш главнейшую характеристику пространства – его кривизну.

 

[1] Знаменательно, что на языке Торы первые десять чисел имеют собственные имена, а одиннадцать и дальше повторения – один и десять, два и десять и т.д.

[2] Из-за ограниченности объема статьи, мы удивимся лишь нескольким из них.

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (29.09.2016)
Просмотров: 722 | Теги: ивритские корни, Пятикнижие, создатель | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод