Мицва гдола
Знаменитые слова раби Нахмана из Бреслава: «великая мицва пребывать в радости всегда» несомненно уходят корнями в «Мизмор ле тода» (Теґилим, 100), автором которого, по традиции, считается Моше Рабейну: «работайте на Вс-вышнего в радости, приближайтесь к Нему с песнопениями». Можно еще вспомнить в этом контексте ответ Аризаля на вопрос о причинах неприхода Машиаха, хотя евреи в ту эпоху старались исполнять мицвот. Его ответ: «мицвот есть - радости нет» позиционируют радость в качестве не средства, но Цели!
Савраньский ребе предлагает увидеть в строке «работать на Вс-вышнего в радости» следующий смысл: «работать на Вс-вышнего – радостью». При таком восприятии радость становится целью работы на Творца. И если вспомнить, что Создатель, как и любой родитель, желает, чтобы его дети были счастливы, то радость станет основным критерием реализации Его Замысла! И важность работы по осознанию, что все, что происходит, имеет назначением мое благо, обретет свое принципиально центральное место. |