Ханука: победа немногих над многими
Тридцать шесть свечей Хануки (1+2+3…+8) – не просто сумма арифметической прогрессии. Мудрецы[1] усматривают связь общего количества свечей Хануки с тридцатью шестью часами первозданного света, светившего первому человеку вторую половину шестого дня и весь Шабат в Эдене. И, следовательно, можно сделать вывод о свете Хануки, несущем потаенный свет (ор гануз), доступный лишь тридцати шести абсолютным праведникам.
Рав Юнграйз[2] связывает число тридцать шесть со словами לבד – левад – в одиночку и эле – אלה – эти, гиматрия которых 36. Смысл этих слов абсолютно противоположен. Словом «эле – эти» определяется «промах тельца – хет ґаэгель»: «эти силы твои, Израиль, которые вывели тебя из Мицраим» (Шмот, 32:4). Множество сил – начало чужой работы. Суть конфликта Торы с греческой цивилизацией: греческое многобожие против категории Один.
На единственный Источник всех сил намекает понятие левад – в одиночку: «и остался Яаков в одиночестве» (Бе-рейшит, 32:24). Мидраш «Бе-рейшит раба» (77:1) не боится напрашивающегося сравнения: «про Вс-вышнего сказано (Йешайяґу, 2:18) … и возвышен Вс-вышний в одиночестве».
Напомним, что маленькие жестянки, из-за которых Яаков остается в одиночестве – намек на жестянку масла, запечатанную печатью Первосвященника. И категория Исраэля – Один, противостоит олимпийскому множеству.
Быть может, говорит рав Юнграйз, обязанность зажигать ханукальные свечи, чтобы они светили во владения множества – рейшут ґарабим, связано именно с победой категории Один над идеей множественности. И это смысл слов, которые мы говорим в молитве шмонаэсрэ: «немногих над многими – рабим бэяд мэатим». Ну, а к кабалистическому обычаю – сосредоточенно смотреть на свет ханукальных свечей, добавим рекомендацию – увидеть в их свете чуточку потаенного божественного света!
Хаг урим самеах – радостного праздника света!
|