Хад гадия
Это загадочное песнопение мы уже интерпретировали (смотри «Путешествие по еврейскому календарю», «Песах», приложение). Но тогда увидели в нем историю царей северного Израильского царства, от Йеровама бен Навата до Ґошеа бен Эла. Рав Иерахмиэль Крам предлагает более пасхальную интерпретацию: закодированную историю египетского галута и геулы.
1). В основе комментария – нестандартное прочтение арамейского глагола завин, что значит не только покупать (купил), но и продал. Именно такой – две монеты[1] - была цена полосатой рубахи (ктонет пасим), выделившей Йосефа и послужившей детонатором всего последующего. Таким образом, две монеты, потраченные папой Яаковом, стали причиной продажи агнца-Йосефа.
2). Кошка, задравшая ягненка – гди, который есть символ юноши Йосефа (в дальнейшем его символ – бык) – это жена Потифара, добившаяся для своего раба-управляющего смертного приговора. Отличившее ее качество – черная неблагодарность к юноше, чье управление ее, буквально, озолотило (с Б-жьей помощью). Кстати, по мнению мудрецов, кошка – символ неблагодарности (Трактат «Ґориют», 13:1). И как нельзя более характеризует госпожу Йосефа. (От себя добавлю – Потифариха не просто кошка, а драная кошка).
3). Уничтоживший ее замысел фараон выступает в качестве пса, того самого, в чье царствование «не открывал пес рот и не высовывал язык на детей Израиля» (Шмот, 11:7).
4). «Пришла палка и ударила собаку». Посох Моше Рабэйну, символизирующий десять ударов по фараоновскому Египту.
5). «Пришел огонь и сжег посох» - «и ухудшили нас египтяне» (Дварим, 26:6). По мнению рава Крама, сильнейшие страсти (йецер ґара) «сожгли» посох чудес и потребовался пятидесятидневный Путь к Синаю, возвращение к своей божественной сути
6). и тогда вода Торы гасит пламя страстей и раздоров. Победа? Еще нет!
7). «Бык», порождающий «золотого тельца» возвращает побежденный Торой йецер ґара – ангела смерти, он «выпивает воду» Торы.
8). Моше в качестве «резника» уничтожает тельца, но ангел смерти, как написано в Торе, не обходит его своим вниманием –
9). «и пришел ангел смерти и умертвил резника».
10). Ангела же смерти уничтожит лишь Вс-вышний в конце времен, во время окончательной Геулы, и исчезнет необходимость смерти! Поскорее бы, амэн!
|