Горечь избавления
Как известно, суть Пасхальной Ґагады выразил рабай Гамлиэль (и тот, кто не прочитает этот отрывок, не считается исполнившим мицву чтения Ґагады:
«Рабан Гамлиэль говорил: всякий, не сказавший три эти вещи в Песах, не исполнил [мицву Пасхального седера], и вот они:
Песах, маца и марор».
Савраньский ребе задает вопрос (оцените, пожалуйста!) – отчего горечь марора завершает трехступенчатый процесс? Ведь, по идее, горечь галута предшествует чуду Избавления и хлебу, не успевшему закваситься из-за молниеносности спасения?!
Для ответа нам понадобятся идеи раби Гершона Ханоха Ґениха Лайнера из Радзимина (1839–1890 гг., известен, как заново открывший голубую краску для цициет). Его видение пятидесяти теснин египетской узости связано с понятием рабства. Не сюрприз? Не торопитесь! Запертый в рамки эгоцентризма человек, мечтает о свободе однопланово – быть свободным, значит, стать хозяином. Хозяином над йецер ґара, например. Чем плохо? Ответ, что Хозяин есть лишь Один, слишком общий. Конкретизации ради попробуем атаковать твердыню тяжести бытия, его мучительности.
Савраньский ребе, объясняя идею Радзиминера, говорит об относительности понятия страдания. (Естественно, речь не идет о физической боли истязаний). Мудрецы в мидрашах особо подчеркивают издевательства хозяев-египтян, психологическую тяжесть взваленной на евреев работы: ненормированность рабочего дня, исполнение чисто женской работы и т.п.
Начнем с современного нам мира. Представьте себе, что ваш рабочий день начинается затемно и длится 14-16 часов (так было у 97% людей во всем мире до начала XIX столетия). А если вы домохозяйка, вообразите себе жизнь без стиральной и иных машин, без плиты, электричества, но с курами, козами и кучей голодных ребятишек!
Но зайдем с другого конца, с удовольствий. Нет, не их - наших, сегодняшних. Самый существенный пример – гастрономия. Опять же, не еда – изыски. Представьте себе, что гурмана кормят три раза в день гречкой, рисом и прочая. Или если вы «праведный» еврей, покупающий для шабата самое вкусненькое. Ведь это мицва?! А теперь задайтесь вопросом – в какой мере ваше ожидание Шабата, это желание вкусить субботние яства? И снова ваше недоумение – и что плохого в ожидании субботних вкусностей?
Ключевое слово – зависимость, оно же, по совместительству – ограниченность. Недополучение кайфов заставляет современного человека страдать. Тут самое время вспомнить о Египте. Про который сказано: «раб не выходил из Мицраим». Речь идет об удивительнейшей особенности египетской цивилизации, понятной только сегодняшнему западному обывателю.
На всех уровнях египетской пирамиды бытия, вплоть до еврейских рабов, была предусмотрена такая совершенная система кайфов, что о свободе никто и не мечтал. Ведь, то, что антиподно рабу – это бен хорин – сын свободы, акцент на слове «сын». Ребенок Творца служит своему Родителю, нимало не заботясь о хлебе насущном, ибо есть кому об этом позаботиться. И подчеркнем, что хлеб насущный присутствует в единственном числе. Как, впрочем, и его дуал – ман небесный – идеал пищи – жестко один, совсем один.
Возвращаясь к теме удовольствий, заключим, что фараон эгоцентризма делает нас рабами (потенциальными хозяевами, вот настоящее определение: раб – это тот, кто мечтает стать хозяином!) через зависимость, наркотическую, чтоб вы не сомневались(!) - от кайфов. А, следовательно, ступенька над мацой – хлебом нашей бедности (свободы от роскоши комфорта), называется марор – горечь, ибо лишь на ней мы обнаруживаем весь неощущаемый ужас порабощения инстинктами. Самый главный из которых – фараон – безусловное желание исполнять свои желания.
Чистого от закваски, а значит, радостного Песаха!
P.S. Подумайте о сходстве Геулат Мицраим и будущим Избавлением.
P.P.S.Все вкусы, соединенные воедино, дают один вкус – вкус мана. |