К новомесячью Мархешван
Эхо праздников
Один из смыслов, вложенных мудрецами в название восьмого месяца – шорохи, отзвуки. В этом месяце, если прислушаться сердцем, еще можно услышать затихающие голоса прошедших праздников. Для тех, кому «не слышны [эти] шорохи», две истории «адвоката Израиля», услышанные мною от моего учителя – ребе из Саврани.
Однажды, рассказал Бердичевер, я в трепете ожидал Небесного суда там, наверху, и в ужасе наблюдал как Сатан-обвинитель прикатил несколько небесных колесниц, наполненных моими ошибками и нарушениями. Сатан отлучился, чтобы принести несколько моих преступлений, не поместившихся в повозки, и я в отчаянии решился и вытолкнул колесницы из залы Суда.
Вернувшийся Сатан страшно разгневался исчезновению свидетельств обвинения и призвал Вс-вышнего меня примерно наказать за наглое воровство. Я же потребовал рассмотреть свое поведение перед самим Хозяином. А поскольку полагается неимущего вора продавать в рабство (нехай отбатрачивает украденное), то я и стал рабом Хозяина, как сказано в молитве Рош ґаШана: «конэ авадим бадин – приобретающий рабов через Суд»!
Вторая история, рассказанная раби Леви Ицхаком, так же приключилась с ним в месяце Тишрей. Он увидал на небесах необычайно довольного собою Сатана-обвинителя. «Отчего ты так весел?» - поинтересовался Бердичевский ребе. «Плыл корабль, весь доверху груженный этрогами, предназначенными для тысяч евреев из очень большого города в далекой стране. И мне удалось его утопить» - объяснил Сатан свою необычайную радость.
Когда через некоторое время я увидал его вновь, продолжил Бердичевер, от его радости не осталось и следа. «Отчего же ты не весел?» - спросил я у него. «Понимаешь, - ответил он, - в результате, на весь город было всего два этрога, и все тысячи евреев, все дни праздника стояли в очереди под дождем, чтобы исполнить мицву нетилат лулав.
Пусть свет этих историй согреет наши сердца и сделает наступающий сезон дождей безболезненным. А гизинтер винтер! |