Две части одного целого
(работа элула)
Мы не раз говорили о сорока днях возвращения от начала месяца элула и до Йом Кипура (смотри, например, комментарий на строку книги Йоны: «еще сорок дней и Нинве переворачивается», а также комментарий Савраньского ребе на мишну о новом годе «десятины скота»). Смысл этих дней заложен в строку «Шир ґаШирим»: «ани ле-доди ве-доди ли», где первые буквы дают название месяца элуль, а последние четыре буквы юд дают в сумме гиматрий 4*10 – сорок дней тшувы.
Их общее назначение очевидно. Тем значимее вопрос о «разломе» между месяцем элулем и десятью днями. Как мы помним, в последний день месяца элула не трубят в шофар, дабы отделить трубление в Рош ґаШана от трубления месяца элула. Да и строку из пророка Йешайяґу (58:6) «Требуйте Вс-вышнего, когда Он присутствует, взывайте к Нему, когда он поблизости» - мудрецы соотносят только с десятью днями между Рош ґаШана и Йом Кипуром (Трактат «Рош ґаШана», 18:2). Так в чем отличие двух частей этих сорока дней шестого месяца и десяти первых дней нового года?
Савраньский ребе свое объяснение начинает со строки из субботнего песнопения: «Встань, взывай к Нему, поспешит приблизить тебя». Подчеркнуто, что еще прежде взывания, моления, просьбы, молитвы, необходимо неочевидное действие – «вставание»! Как в книге Йоны: «Что у тебя – спящий. Встань …, взывай к источнику твоих сил!» (1:6).
Практический смысл такого «вставания» - подготовка, концентрация духовных сил, определение основного направления усилий за счет частных, второстепенных. В основе – вера в себя, в свое божественное происхождение и в помощь Вс-сильного. Короче, работа месяца элула! |