Десятое Тевета и первое января.
Противоядие против Эйсава
«И всякое ремесло не делайте в самый день
этот, потому что День Искупления он»
(Ва-йикра, 23:28)
«Сын человеческий, запиши себе имя этого самого дня,
в самый день этот приблизился царь Бавеля
к Йерушалайму в этот самый день»
(Йехезкель, 24:2)
«Самый день этот» – Десятое Тевета – отстоит ровно на девяносто дней от «самого дня этого», Йом Кипура. И ребе из Саврани напоминает, что, по мнению мудрецов, именно девяностократное повторение фразы «морид ґаталь» (летом) дает уверенность в привычности этой фразы в наших устах. И если в Йом ґаКипурим мы начинаем новый жизненный путь «в самый день этот», то Десятого Тевета повторено дважды «в самый день этот», ибо по прошествии девяноста дней, мы окончательно вошли в новую колею, обрели привычку быть чистыми, исправленными.
Но как, простите, самый низкий[1] день еврейского календаря связан с безусловным исправлением? Савраньский ребе в своем ответе опирается на ґалахическое подобие. Единственная возможность поста в шабат, кроме Десятого Тевета (который по календарю не выпадает на шабат) и Йом Кипура – это таанит халом – пост, связанный с плохим сном. Хорошая интерпретация, да еще усиленная отказом от еды и питья, по мнению мудрецов, была необходима в тот самый день – ведь яд (плохой сон) обязательно несет в себе противоядие (хорошую интерпретацию, подкрепленную постом).
По мнению Хатам Софера, день Десятого Тевета – это день смерти Эйсава, и он несет в себе возможность гибели западной цивилизации и прихода Машиаха. Подобно страшному сну (кошмару) начала осады Йерушалайма Навухаднецером, нуждающемуся в хорошем толковании, мы постимся Десятого Тевета, чтобы раскрыть, в конце концов, потенциал этого дня – духовного противоядия разрушенности Храма.
В этом году редчайшее совпадение – первое января 2015 года. Раби Ґешель из Апты имел обыкновение поздравлять евреев с… не еврейским новым годом. Мотивируя это следующим образом: если гоим радуются и надеются на счастье в ближайший год, то нам, евреям, и подавно следует радоваться – ведь мы, в меру своих сил, пытаемся исполнять божественные мицвот!
Так что – а гит юр, дорогие евреи!! И пусть Машиах уже придет, если не в 5775 году, то хотя бы в 2015!
[1] О топографии еврейского года смотри «Путешествие по еврейскому календарю».
|