Десять дней тшувы
О назначении этих десяти дней можно судить, исходя из Ґалахи. По еврейскому закону голова (даже голова года!) обязана присутствовать при любом начинании. Настолько, что бездумно произнеся (не дай Б-г!) Шма Исраэль, ты повел себя оскорбительно по отношению к Создателю. Как об этом повествует притча, придуманная Магидом из Дубно.
Царь, сын которого уехал в далекий край, где задержался по неотложным делам, чрезвычайно соскучившись, решил его навестить. Предупредив сына телеграммой, царь был удивлен в немалой степени, когда на перроне его никто не встретил. Степень удивления (малоприятного, чтоб вы не сомневались) выросла, когда приехав по адресу проживания отпрыска, царь обнаружил дом погруженным в темноту.
Успокаивая себя нездоровьем или страшной занятостью своего любимца, царь решительно постучал во входную дверь. Сын, как оказалось, недавно преспокойно заснувший, посоветовал отцу превосходную гостиницу на соседней улице и предложил встретиться утром. Поведение царя, вернувшегося на вокзал и немедленно уехавшего домой, в комментариях не нуждается.
Евреи, не пришедшие на вокзал встречать Царя – это не использовавшие месяц элуль по назначению. А запертые двери и совет переночевать в гостинице, это мы, на секундочку забывшие о Рош ґаШана. И чтобы наш, очень дружелюбный, ецер ґара не убедил нас, что все потеряно и «поезд ушла», приведу пример Савраньского ребе о значении Начала. Еврей – должник, чье дело рассматривал очень сочувствующий Судия, получил мягчайший приговор, отменявший почти весь долг, а оставшуюся мизерную сумму разбивший на множество терпимых платежей – не заплатил даже первого взноса заимодавцам.
Нет, если бы речь шла об энной выплате, то можно было бы сослаться на забывчивость, на временные трудности, на неотложные дела, наконец. Но голова/начало всех начал... И понятно, что мягкий приговор был тут же отменен и по всей строгости Закона…
Когда мудрецы говорят об «оскорблении Величества» при бездумном произношении «Шма Исраэль», имеется в виду совет Бааль Шем Това всем нам – «приличным евреям»: постарайтесь хотя бы в Начале молитвы произносить слова, вдумываясь в их смысл! Каждый из десяти дней начинающегося года, это уникальнейшая возможность… начать! И даже если, обожающее нас, наше деструктивное начало, убеждает нас грешных: но ведь в прошлом году ты тоже хотел стать лучше, но ведь в предыдущие дни декады тшувы у тебя ничего не получилось и т.д., то следует помнить – каждый из дней, это новая (начало) возможность… начать сначала!
И даже, если затем, как будет казаться, будет как всегда, Начало никто не перечеркнет. Хорошего и абсолютно нового (рош) года (ґашана)!
М.М.Гитик |