День Трубления
Обычно в названии День Трубления – йом ґа Труа мы усматриваем трубление, знаменующее воцарение Царя Царей. Но единственное имя праздника, появляющееся в Пятикнижии, имеет, конечно, несколько значений. Рав Юнграйс, учившийся у рава Моше Шапиро, предлагает следующую концепцию трубления в шофар. Сказано у мудрецов[1], что трубление в великий шофар знаменует собой завершение этого и начало следующего мира – возрождение умерших. Но мы, заканчивая год жизни, отпущенный нам в прошлый Рош ґаШана, находимся в состоянии безжизненности и, следовательно, нуждаемся в духовном оживлении.
В Шестой День Творения Вс-вышний вдохнул в нас «нешамат хаим – душу жизни» и этот жизненный дух с тех самых пор выделяет человека не только из мира животных, но, что не менее важно, из мира нелюдей. И рав Юнграйс предлагает увидеть в трублении в шофар, исходя из принципа подобия, пробуждение, очередное «вдыхание души» Создателем. Сказано у автора «Мате Эфраим» (рав Эфраим Залман Маргалиёт, Броды, 1760-1828 гг.) и подчеркнуто в Мишна Брура (581:11) о чрезвычайной важности выбора, трубящего в шофар праведного и богобоязненного еврея. Ведь его душа должна своей чистотой напоминать душу первого человека.
|