День Памяти
Праздник Рош ґаШана поименован Торой как Йом Зикарон – День Памяти. Не удовлетворяясь тривиальными объяснениями, типа, день рождения адама, он же, по совместительству, день «когда жизнь моя снова встает предо мной (Мной?)», попробуем с помощью раби Менахема Мендла из Косова «уйти в глубину» сказанного Пятикнижием.
Говорит мидраш: «не было бы в мире забвения, если бы не промах первого человека». Действительно, наша забывчивость мало объяснима в век компьютерной памяти и с учетом божественного совершенства нашего мозга. Такие вопиющие сбои в работе столь уникального инструмента, каким являет себя мозг – удивительны! Но если причина духовна, то все становится на свои места: «чтобы нам жизнь малиной не казалась!».
Автор комментария «Аґават Шалом», раби из Косова, усматривает в мидраше явное – «руку» Змея. Наша невнимательность по отношению к Источнику Всего объясняется именно его влиянием. Намек на это повтор-усиление: «Помни, что сделал тебе Амалек… Не забудь!» (Дварим, 25:17, 19). Расплывчатость, забывчивость, сомнения, все это одного поля ягоды. Но главное – непостоянство связи с Творцом – ра – Зло – шаткость на ляшон ґакойдеш. Удивительный намек на это раби Менахем Мендл находит в определении плохости Амалека: «который остудил тебя в пути и атаковал в хвосте плетущихся слабаков»[1]. Слово ґанехешалим (духовно слабые – не закаленные), если рассмотреть его побуквенно, раскрывает суть проблемы – вклинивание Амалека между нами и Вс-вышним:
ה - נחש - לימ - три последних в совокупности с первой дают слова мила – מילה – обрезание, а между этими буквами нахаш - נחש- Змей! Остается только добавить, что слово «карха» - остужение нашего духовного пыла «в пути», имеет дополнительное значение – поллюция (кери). И получается, что речь идет об ударе по Союзу Обрезания Израиля со Вс-вышним. Ну, а связь с Днем Памяти вы можете проследить сами.
Шана това у метука!
[1] Интересно, что слово нехешаль – слабак происходит из корня лехашель – закалять!
|