Чудо как праздник
Известный вопрос: «А отчего чудо с маслом Меноры стало праздником?», имеет не менее известный ответ. Через год, в те дни, вернулось духовное изобилие (влияние) бывшее во время чуда, и тогда постановили мудрецы праздник Хануки.
Но если задать его в форме отрицания: а отчего другие, не менее крупные чудеса – гибель Сисры и его армии, гибель армии Санґериба, осаждавшей Йерушалаим и другие, не удостоились чести постоянного присутствия в еврейском календаре?
Ответ Савраньского ребе предельно лаконичен – глобальность. Чудесное спасение Самарии (столицы Израильского царства), как и спасение Йерушалаима при царе Хизкияґу, не касались всех евреев. События же Пурима и Хануки решали судьбу всего народа!
В качестве интеллектуального бонуса увидим еще один аспект связи Хануки с понятием хинух-воспитание. Например, ханукат ґабайт – новоселье. Говорит рав Ґагер: первая ханука-задействование – Творение (Место), а дни Хануки были задействованием Устной Торы (Торы во времени). Тьма Греции חושך-хошех вынудила мудрецов отказаться от единственного взгляда на Закон и привела к развитию (хинух) Тора ше-беальпэ. |