Четыре помехи
Глава из книги М.М.Гитика "Охота на... иллюзии?!"
Препоны
|
Галуты
|
Преступления
|
Помехи
|
Виды ущерба
|
Плоскости Бытия
|
Теґом
|
Рим
|
Злоязычие
|
Голос тонкой тишины
|
Рог
|
Душа
|
Хошех
|
Греция
|
Чужая работа
|
Буйный ветер
|
Яма
|
Мысль
|
Боґу
|
Персия
|
Разврат
|
Вспыхи-вающий огонь
|
Зуб
|
Эмоция
|
Тоґу
|
Бавель
|
Убийство
|
Большое облако
|
Поджог
|
Поступок
|
Зло как структура
Говорит мидраш, что четыре слова из второго предложения Торы, это четыре клипы – помехи (буквально: клипа – кожура), существующие в Творении. Они – духовные источники четырех Галутов Израиля. Мы в таблице запараллелили их четырем видам ущерба – арба авот незикин и четырем помехам, показанным пророку Элияґу на горе Синай (Книга Мелахим II, гл. 17). Естественно, распределили их по четырем уровням Бытия, и поставили в соответствие четыре самых страшных преступления – визитные карточки четырех цивилизаций, по сертификации наших мудрецов. Мы попробуем в этой главе объяснить сведенную в таблицу в сжатом виде информацию.
Начнем с объяснения мидраша о четырех клипот – тоґу, боґу, хошех и теґом.
Как мы знаем, Творение, это разделение и, значит, выбор. Опасность в возможности выбрать смерть. Под жизнью мы понимаем соединение, а обратный вариант приводит к «хронической» разделенности. Тем самым, четыре объекта разделенности, суть четыре прообраза основных препятствий (опасностей), стоящих на пути человека. Пользуясь Тетраграмматоном, мы можем распределить главные препятствия по четырем плоскостям нашего бытия. Еще, прежде чем заняться собственно таблицей, покажем, как соответствуют три времени плоскостям разума, чувства и действия.
«С чувством, с толком, с расстановкой»
Прошлое время необходимо связано с пониманием. Все, что не вошло в сознание, нами не воспринимается. Объект, попавший в наше восприятие, требует (так мы устроены) оценки – отношения. Эмоция, положительная или отрицательная – это определение нашего отношения к предмету, «доставленному» сознанием на суд чувств. Результат оценки преобразуется в действие. Бездействие, отсутствие реакции – тоже реакция: «можно делать и отсутствие дела». А поскольку результат, простите, не наш, то и поступок следует соотнести со временем будущим: «как слово наше отзовется» – «нам не дано предугадать». Федор Иванович Тютчев и в этом случае абсолютно прав. Как, впрочем, и Грибоедов (слова, вложенные в уста Фамусова: «Читай не так как пономарь, а с чувством…»). Толк – разум, а расстановка слов – несомненное действие, о чувствах – молчу!
Дабы раскрыть структуру мироустройства более полно, я хочу вспомнить о первом разделении. Всесильный разделяет Рейшит на средство (арец – стремящаяся) и цель (шамаим – тамошнее, небесное). А сопоставление с первыми двумя буквами Тетраграмматона дает удивительный результат: юд – давание – цель, а ґей – принятие – средство! И это еще одно объяснение двухбуквенного имени Творца – юд-ґей. А также объяснение к гмаре на мишну из «Бава кама» о четырех прототипах ущерба, которые можно свести к двум.
Препоны и помехи
Сопоставим первый и четвертый столбцы таблицы, взаимного объяснения ради. «Большое облако» означает, по мнению мудрецов, неспособность видеть и замечать никого кроме себя. Это высокомерие вавилонян, ведущее к убийству. Но это и Бавель – бильбуль – смешение, он же, по совместительству, хаос- тоґу. Самый низкий из поступков, следствие крайнего эгоцентризма, нежелание видеть ничего, кроме своей выгоды – убийство. Вид ущерба, обозначенный мудрецами как поджог – ґавъэр, подразумевает ситуации, в которых огонь зажигается ради собственного удовольствия (пользы) и переносится ветром, например, на соседский участок, нанося ущерб его хозяину. Т.е. причина ущерба – нежелание замечать что-либо, кроме своей пользы (удовольствия).
Соседняя строка говорит о внутреннем двигателе эгоцентризма – желании получить кайф. В отличие от помехи в лице другого человека (его имущества), зуб – шен определяется как ущерб, нанесенный во время получения удовольствия и, естественно, оказывается в плоскости пагубных страстей. Боґу, как мы учили, структура – направляющая хаотической энергии, обозначенной как тоґу. «Вспыхивающий огонь» желаний, необузданность – визитная карточка Персидской цивилизации. Причина всех запретных «ложеств» – неспособность подождать, нетерпение сердца (время), а по сути, несоблюдение элементарных мер безопасности – по еврейскому закону запрещается приближаться к запретному объекту (пространство!).
Философия неооптимизма
Для тех, кому не памятна ресторанная встреча Жилина с доктором философии Опиром (Стругацкие, «Хищные вещи века»), попробуем объяснить: а как, собственно, наука философия может из попытки понять себя и мир, превратиться в чужую работу, тьму, Грецию? Ответ – подобно воде, призванной быть кристально чистой и отражать небо, которая, став стоячей и мутной, перестает быть годной для питья и начинает отражать… землю. Ключевое слово – духовная лень, самооправдание. Вместо поиска Истины, всегда неизвестной, неожиданной и не всегда приятной, попытка доказать себе и другим, что настоящее, хотя и не идеально, но более чем терпимо.
«Он был мне ясен, этот доктор философии… абсолютно довольный своим положением в обществе и потому абсолютно довольный положением общества. Превосходно подвешенный язык и бойкое перо, великолепные зубы и безукоризненно здоровые внутренности, и отлично функционирующий половой аппарат» (братья Стругацкие, «Хищные вещи века»).
Характерная черта бор – ямы – пассивность. Ну, а кто был неосторожен – сам виноват, нечего засматриваться на Небо, под ноги надо смотреть! Использование мыслительного аппарата в целях само-довольства, определяет конечную цель всех усилий – довольство собой, чужая работа. Ну, а «буйный ветер – руах сеара» – старая советская идиома: «черепицею шурша, едет крыша не спеша».
И Греция, эллинизм и гуманизм, провозгласившие человека высшим достижением Матери-Природы – замкнувшие круг Бытия на самих себя. Вместо поиска – объяснения, вместо Неба – муть-земля, вместо света – тьма от-себя-тины (ряска, болото).
Легкодоступность поверхностности
Эйсав-Рим-Западная цивилизация – это не эстафета, а продленность идеи, альтернативной божественности. Четвертое измерение Зла – включает в себя обычную трехмерность Его мерзейшества. И отсюда вопрос – как может злоязычие, которое всего лишь слова (в обиходном восприятии), включать в себя как части, т.е. быть больше, чем убийство, прелюбодеяние и чужая работа, вместе взятые? Ключевое для ответа слово – альтернатива.
Эйсав, как альтернатива Яакову, подразумевает удивительное сходство близнецов-братьев! Настолько разительное (мнение рава Ґутнера), что даже наш праотец Ицхак не смог их различить. И вывод рава Ицхака Ґутнера говорит сам за себя:
чем толще поверхностное сходство, тем глубже коренное отличие.
Единственная альтернатива божественности, бесконечности – ограниченность, смахивающая на Оригинал. Достижения науки и культуры, лучшие образцы человеческого, выдаются западной цивилизацией за намеки на божественную (в потенции) глубину. По принципу почти… живой.
«Голос тонкой тишины» – поверхностность восприятия в приложении к плоскостям действия, чувства и разума, дает в результате ограниченность места (убийство), ограниченность времени (разврат) и ограниченность поиска (философию самооправдания). Но, не приложенное ни к чему ограничение информации, превращает «не хорошо» в «хорошо», а «спасибо, нет» в «спасибо». Вот мы и коснулись сути злоязычия. Его определение – отрицательная, в силу своей ограниченности, информация. Если вы определили сорокалетнего неграмотного пастуха как придурка, то вы, быть может, оскорбили раби Акиву, сына Йосефа.
Всякий раз, когда «выдается на-гора» информация отрицательного толка, то она явно противоречит Цели Творения – окончательной победе Жизни и Добра! Потому бычий рог и возглавляет все прототипы ущерба. Ведь, в отличие от остальных трех, он претендует на объективность. Согласитесь – тяжело себе представить беспричинное, нерациональное Зло. Должна же быть выгода, хоть какая-нибудь! Но в том-то и дело, что Амалек просто ненавидит Вс-вышнего и готов поступиться ради Высочайшей цели даже собственной выгодой.
Нежелание признать Гитлера Амалеком, позволило евреям покупать себе и своим близким билеты I класса на поезд Антверпен - Обер Майдан (так стыдливо немцы обозначили конечную станцию – Треблинка). Ну, сами посудите, какой смысл нацистам уничтожать здоровые рабочие руки?! Какой смысл быку бодаться?? Зло, зла ради, противостоящее Цели Творения, кажется в силу своей идейности (нерациональности, беспричинности, безвыгодности) не очень опасным. Ну, согласитесь, слова Гитлера об окончательном решении еврейского вопроса, это ведь только слова. И сам Гитлер в своих «застольных речах» возмущался несерьезному отношению к его змеиным словам.
Наше снисходительное отношение к злоязычию, в особенности к своему, и позволяет нашему Галуту длиться вот уже две тысячи лет, более всех остальных галутов вместе взятых. Как сказал когда-то раби Менделе из Коцка: «Если бы евреи хоть на два часа перестали бы лгать, я привел бы в мир Машиаха».
Западная цивилизация, в силу своей прогрессивности, вводит евреев в заблуждение «толщиной поверхностного сходства». Не дает почувствовать бесконечную глубину коренного отличия. Человеческое, маскируясь, лишает нас божественного. И этот четвертый уровень Зла направлен против самое Души. А слово Теґом – это законченность формы Тоґу-Хаос. Это попытка уничтожить структуру – Целенаправленность Сущего.
|