Ґалель постящихся
Сама постановка вопроса – совмещение поста и ґалеля, для меня, всегда празднующего Шушан Пурим, немного отвлеченная. Но по рассказам очевидцев, взрослые шикают на детей, долго трещащих в трещотки, из-за голода. Но действительно, отчего, подобно Гурским хасидам не «разговеться», а затем «с чувством, с толком, с расстановкой» прочитать Мегилу?! Но нет, весь Израиль (кроме гуров) постится до завершения чтения Мегилат Эстер, которая, между прочим, тихий (галутный) ґалель!
Объяснение Савраньского ребе основывается на «Пиркей де раби Элиэзер», который говорит, что перед Дарованием Торы Израиль постился (в скобках заметим, что идея пустого желудка перед принятием Учения для нас не нова!). А поскольку четырнадцатого адара – ґадар киблуґа – получили Ее заново, то поведение Израиля, слушающего Мегилат Эстер во время поста, это повторение бывшего на Синае!
Еще один регулярно возникающий вопрос – отчего пост Эстер 13 адара? Как известно, по приказу царицы Эстер евреи постились 14, 15 и 16 нисана, включая Лель ґаСедер. Кроме того, в этом контексте, вспомним интересный закон (ґалаху): в случае таанит халом постятся в Шабат. Но поскольку, это весьма грубое, хоть и вынужденное (ночной кошмар с реальным подтекстом, бр-р-р), несоблюдение духа Шабата, то следует поститься для исправления поста в Седьмой День.
Получается, что требовался пост для исправления невыпитых четырех бокалов и несъеденной мацы. Но в месяце нисане не устанавливают пост. Мудрецы, естественно, хотели, чтобы пост, исправляющий Таанит Эстер и всего Израиля, был бы в дату, наиболее близкую к несоблюденному Пасхальному Седеру.
Пурим должен привести к окончательному Избавлению, и время от Пурима до Песаха «ангажировано» для этой Цели всех Целей, то дата 13 адара и была выбрана мудрецами, как самая возможно близкая к 15 нисана. В память о посте царицы Эстер! |