Пятница, 26.04.2024, 05:11
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Фил Гельфман "А была ли "беспричинная ненависть" беспричинной?"
Острая, полемическая статья. Администрация сайта будет рада, если она не оставит вас равнодушными.
А была ли "беспричинная ненависть" беспричинной?

    Ровно через восемь дней после окончания Хануки, 10 Тевета (в этом году 23 декабря), еврейский народ постится. Мы отказываемся от еды и питья, вспоминая о том, что именно в этот день вавилонский царь Навухаднецар начал осаду Иерусалима. Осада длилась два с половиной года и завершилась разрушением Первого Храма. Талмуд сообщает нам, что "первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, убийства и распутства". Однако через 70 лет после разрушения Первого Храма евреи все же вернулись из изгнания и построили Второй Храм. Почему же и последний был разрушен, а евреи томятся в изгнании вот уже 2000 лет? Талмуд утверждает, что на этот раз источником всех несчастий послужила "беспричинная ненависть друг к другу". И как только еврейский народ сможет избавится от этого порока, Храм снова будет восстановлен на прежнем месте.

   Что же такое "беспричинная ненависть"? Как от нее избавиться? В чем вообще суть этого феномена? Как правило, для искоренения вредного явления необходимо исследовать его предпосылки, ведь настоящее лечение занимается причинами болезни, а не ее внешними симптомами! Но если ненависть беспричинна, то и исправить ее по-настоящему невозможно. Как сказал старпом Лом, из мультика "Приключения Капитана Врунгеля": "Измерить температуру воды за бортом не представляется возможным из-за ее отсутствия!"

   Знатоки иврита, скажите, пожалуйста, что означает столь популярное в Израиле слово "хинам"? Правильно, "хинам" – "бесплатно", "на халяву"! Значит, и "синат хинам" – это не "беспричинная ненависть", а буквально "бесплатная ненависть". Получается, что данная тенденция рассматривается Мудрецами в контексте меркантильных соображений, когда все остальное – за деньги, а вот ненависть – бесплатно. Но бесплатно – это не беспричинно!

  Мидраш "Эйха", целиком посвящённый теме разрушения Храмов и наказанию Галутом, приводит потрясающий пассаж. Держитесь крепче за поручни, слабонервных просят покинуть зал! "Пятьдесят два года стоял город Бейтар после разрушения Дома Б-га, и за что же был потом разрушен? За то, что зажгли его жители свечи в знак радости, когда был разрушен Храм". Вот так! Оказывается, разрушение Храма, величайшая трагедия еврейского народа, в память о которой мы держим пост 9 Ава, сидим на полу в затемнённой синагоге и читаем траурные элегии, было - ни больше ни меньше – поводом для праздничного настроения определённой части еврейского народа. Как такое могло случиться? Может, люди, радовавшиеся разрушению Храма, были какие-то негодяи, предатели, пособники римлян? Вовсе нет! Жители Бейтара воевали с римлянами до последней капли крови, многие известные мудрецы вначале поддерживали их восстание. Рабби Акива называл Бар Кохбу Машиахом, рабби Элазар аМодаи был родным дядей Бар Кохбы и молился за его победу целыми днями, сидя во прахе, как сообщает все тот же Мидраш Эйха. В память о жителях Бейтара, кстати, мы каждый день произносим дополнительное благословение в Биркат аМазон - благословение после еды! И это в честь людей, которые зажгли свечи в знак радости, услышав весть о разрушении Иерусалимского Храма!! Абсурд!?

  Мидраш продолжает: "Почему же они зажгли свечи? Рассказывают, что были тогда (перед разрушением Второго Храма) в Йерушалаиме "буллетени" (то есть чиновники, обладатели "булл" - печатей, которыми скреплялись официальные документы), и сидели они посреди города. И когда приходили евреи из Бейтара (и не только) помолиться в Храм, то подзывали их эти буллетени и соблазняли предложениями как "А хочешь тоже стать чиновником? или, скажем, градоначальником?". На что обычно бейтарцы из скромности отвечали отрицательно. Далее буллетени переходили к более практической сфере - к недвижимости: "А вот, слышал я, что есть у тебя такое-то поле. Может, желаешь ты его продать мне? Бейтарец же ответствовал: "Да нет, не думал даже я его продавать". После чего буллетень подделывал акт и присылал на домашний адрес в Бейтар извещение: "Таким-то таким-то. Настоящим уведомляем Вас, что ранее принадлежавшее Вашему семейству поле продано, и посему отныне вам запрещено по закону посещать данный участок. В случае нарушения Вас ждёт административное наказание". Узнав о случившемся, пострадавший бейтарец восклицал: "Да лучше бы я ногу сломал по дороге в Йерушалаим и не дошел бы до этого злополучного угла (где сидели буллетени)!"

  Кто же были эти мошенники-буллетени, сумевшие своими аферами довести простых тружеников до белого каления? Если это были какие-то отдельные представители иерусалимской бюрократии, каким образом ненависть к этим мошенникам перенеслась на самое святое для евреев – Храм? Предположим, вся иерусалимская элита состояла из бессовестных злодеев, но опять же, при чем тут Храм? Не остаётся вариантов, кроме одного: буллетени – это люди, пользовавшиеся репутацией благочестивых раввинов, "духовная элита" еврейства, монополизировавшая сферу изучения Торы и центр Б-гослужения. В их руках были престижные высшие учебные заведения (ешивы), перед выпускниками которых открывались серьёзные карьерные перспективы ("А хочешь тоже стать чиновником? или, скажем, градоначальником?").

  И тут уместно вспомнить, что рабби Акива, духовный лидер бейтарцев, сам до 40 лет бывший "невеждой", вспоминал, что в молодости говаривал: "Кто бы дал мне талмид-хахама, я бы его укусил, как осел!" (тр. Псахим 49б). "Сказали ему ученики его: "Рабби, почему не как собака?". Ответил р. Акива: "Осел кусает так, что ломает кость, а собака кусать-то кусает, но костей не ломает!". Можно предположить, что именно неизгладимые впечатления от знакомства с буллетенями не давали покоя рабби Акиве и полвека спустя...

  В другом месте Мидраш комментирует фразу из свитка "Эйха", гласящую: "Стали девственницы (Циона) печальными страдалицами..." следующим высказыванием Мудрецов: "Сказал рабби Ицхак бар Симон: "Это раввины (талмид-хахамы), которые были вначале прекрасны, как девственницы, а стали как воск (игра слов: слово "воск" состоит из тех же букв, что и слово "нугот" – "печальные"). А рабби Шмуэль от имени рабби Ицхака сказал: "Это буллетени, которые были вначале прекрасны, как девственницы, а стали как печальные страдалицы...". Скорее всего, спора тут нет, просто р. Шмуэль напомнил, что иерусалимские раввины, которые внешне производили впечатление на редкость благообразное, на самом деле были теми самыми буллетенями, из-за которых жители Бейтара не могли удержаться от радости, услышав о конце Храма, оплота их притеснителей.

  Но можно ли ненависть бейтарцев и прочих "простолюдинов" назвать "беспричинной"? Если вас смерили высокомерным взглядом, обвели вокруг пальца и обобрали до нитки, не будет ли захлёстывающая волна отрицательных эмоций следствием того простого факта, что человек – не игрушка? Скорее, беспричинная ненависть – болезнь все тех же буллетеней, безжалостно отнимающих у трудяг их достояние. Любая справка, формальная бумажка, элементарная услуга – только за деньги, а вот ненависть – это пожалуйста, бесплатно! На чем же зиждиться такое странное мироощущение и каким образом оно сосуществует со служением в Храме, с изучением Торы? Все до боли узнаваемо и в нашем поколении: кто-то считает себя "высшей кастой", "солью земли", "тонкой мукой" или как там ещё, и поскольку весь мир существует только ради него, его молитв, его Торы, его благочестия – пускай все остальные ещё поблагодарят за то, что удостоились стать тряпкой, о которую он вытер свои святейшие ноги.

  Но бейтарцы, безусловно, не пример для подражания. Все-таки "мухи отдельно, а котлеты – отдельно!", и не надо вместе с водой выплёскивать ребёнка! Радоваться тому, что разрушен Храм? Только грубые, нечувствительные невежды могли быть способны на такое, поэтому, в конце концов, они и были жестоко наказаны. Продолжает Мидраш: "Тот, кто радуется чужому горю – не избежит наказания! (Мишлей 17) ... убивали их римляне, пока не стали кони тонуть в крови... реки крови текли в море на расстояние 4 миль и волокли камни объёмом в 40 сеа (около 300 литров)... и был там у императора Адриана огромный виноградник, 18 миль на 18 миль, и соорудили по его приказу забор из трупов погибших бейтарцев вокруг этого виноградника, и висели там тела убитых все дни его царствования, пока не встал другой царь и не издал указ похоронить их. Сказал рав Хуна: "В тот день, что разрешили похоронить павших бейтарцев, было установлено в молитве после трапезы дополнительное благословение "Милостивый и творящий милости" ("а-Тов ве а-Метив")*. "Милостивый" – поскольку не воссмердели они, "творящий милость" – что были выданы для погребения". Секундочку, но ведь это те самые бейтарцы, что зажгли свечи в честь разрушения Храма? Становится понятным, сколь велика милость Всевышнего... И возникает догадка: а если б бейтарцы были поумнее и не стали бы радоваться поражению буллетеней, в особенности на фоне пылающего Храма? Может, тогда Бар-Кохба действительно стал бы Машиахом, и благословение "а-Тов ве а-Метив" евреи произнесли бы, как полагается по Алахе, на хорошие новости – вести о восстановлении Храма??

  Вроде бы довольно ясно наши Мудрецы описали причины "беспричинной ненависти" в этой истории про буллетеней и бейтарцев, в которых, кажется, нетрудно узнать и сегодняшние персонажи...


Фил Гельфман

____________________________________

*
"а-Тов ве а-Метив"- "Б-г добрый и творящий добро" - благословение произносится в молитве после еды. Талмуд говорит, что, произнося это благословение, мы благодарим Вс-вышнего за то, что защитники Бейтара были похоронены. Существует также обычай говорить:"Б-г добрый и творящий добро" после того, как человек услышал какую-либо радостную новость (прим. ред.)


Статья взята из LEV, немецкого молодёжного религиозного журнала



Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (05.02.2013)
Просмотров: 1962 | Теги: храм, Бейтар, Ханука, буллетени, Тора, евреи, Бар Кохба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы